Среда, 2020-10-28, 0:36 AM
Коллекция материаловГлавная

Регистрация

Вход
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Главная » 2014 » Октябрь » 1 » Педагогические основы дополнительного экономического образования школьников. Силкина, Надежда Владимировна
1:43 AM
Педагогические основы дополнительного экономического образования школьников. Силкина, Надежда Владимировна
Педагогические основы дополнительного экономического образования школьников

Диссертация

Автор: Силкина, Надежда Владимировна

Название: Педагогические основы дополнительного экономического образования школьников

Справка: Силкина, Надежда Владимировна. Педагогические основы дополнительного экономического образования школьников : диссертация доктора педагогических наук : 13.00.01 Екатеринбург, 1997 331 c. : 71 99-13/2-X

Объем: 331 стр.

Информация: Екатеринбург, 1997


Содержание:

Введение
Глава 1 Теоретические предпосылки системы дополнительного экономического образования школьников
11 Проблемы теории и практики дополнительного образования школьников
12 Системный подход как методологическая база исследования дополнительного образования школьников
13 Сущность понятия дополнительного экономического образования школьников
14 Дополнительное экономическое образование школьников как фактор адаптации личности в новых социально-экономических условиях
Глава 2 Система дополнительного экономического образования школьников
21 Принцип построения системы дополнительного экономического образования школьников
22 Модель дополнительного экономического образования школьников
23 Комплекс социально-педагогических учреждений и организаций дополнительного экономического образования школьников
Глава 3 Методическое обеспечение дополнительного экономического образования
31 Анализ программно-методического обеспечения образовательной области «экономика»
32 Малое предпринимательство как содержательная основа дополнительного экономического образования
33 Формирование у школьников предпринимательских качеств личности
34 Имитационно - моделированные игры как форма организации дополнительного экономического образования школьников
Глава 4 Педагогические условия успешного функционирования системы дополнительного экономического образования школьников
41Специфика подготовки педагога дополнительного экономического образования
42 Опытно-экспериментальная проверка методики исследования 261 Заключение 296 Список литературы 299 Приложение

Введение:

Актуальность проблемы. Радикальные преобразования социально-политического уклада российского общества и становление экономики рыночного типа обусловили необходимость реформирования системы образования и развития его направлений, обеспечивающих экономическую подготовку подрастающего поколения. В связи с этим особую актуальность приобретают вопросы дополнительного экономического образования школьников и проблемы научно-методологического обеспечения его организации и развития в новых социально-экономических условиях.
Выбор темы исследования определен требованием развития педагогической науки адекватно реальным потребностям общественно-педагогической практики и обусловлен следующими обстоятельствами: направления и характер происходящих преобразований в образовательной системе определяются, в первую очередь, ориентацией российского общества на экономику рыночного типа и предпринимательство; важнейшей тенденцией стало усиление роли образования как основы социализации личности и его обращение к проблемам реализации молодежью в полном объеме возможностей экономических свобод демократического общества; возросшие потребности самоопределения как отдельных личностей, так и различных социальных групп, обуславливающие необходимость формирования у молодого поколения качеств личности, обеспечивающих широкие возможности по адаптации на рынке труда; не разработаны педагогические основы дополнительного экономического образования школьников.
Существующее в настоящее время дополнительное образование представляет собой разрозненные элементы системы обучения и воспитания, созданные в принципиально иной общественноэкономической ситуации и частично сохранившиеся после реорганизации системы в 90-х годах. Они не имеют ни организационного единства, ни общей методологической базы, пытаются формами и методами работы, присущими уже не действующей образовательной парадигме, решать новые задачи в сфере экономического образования.
Степень разработанности проблемы и теоретическая база исследования. Создание новых направлений в педагогической науке во многом обеспечено широким распространением теоретических работ целого ряда авторов (И.В. Бестужева-Лады, Ю.К. Бабанского, A.C. Белкина, Б.С. Гершунского, М.А. Галагузовой, В.В. Давыдова, В.П. Зинченко, Г.Е. Зборовского, Ю.А. Конаржевского, А.Я. Найна, М.М. Поташника, Е.В. Ткаченко, Т.И. Шамовой, Д.Б. Эльконина), развитием общей методики учебно-воспитательного процесса (В.М. Коротова,
Г.Н. Филонова, В.В. Шалкина). Труды этих и других ученых-исследователей во многом подготовили появление представлений о нетрадиционных подходах в образовании, о возможностях использования нового содержания обучения и различных вариантах его реализации.
Общетеоретические подходы к изучению проблем взаимодействия личности и общества отражены в работах Ю.П. Азарова, JI.A. Беляевой, JI.A. Семенова, И.С. Кона.
Теоретическую базу исследований детских сообществ в социуме заложили работы A.C. Калюжного, И.П. Иванова, М.Б. Коваля, Т.Е. Конникова, В.В. Лебединского, В.А. Лукова и др.
Концепция всесторонне развитой личности как одна из моделей самореализации получила свое развитие в трудах Ю.К. Бабанского, Т.И. Ильиной, Л.И. Рувинского и др. Достаточно известны практические разработки и технологии формирования самооценки, выработки жизненной позиции, тренингов общения и межличностных взаимоотношений, социального успеха, которые обеспечивают формирование и развитие отдельных аспектов и элементов самореализации личности (С.А.Аничкин, Н.П. Аникеева, У. Глассер, М. Джеймс, В. Сатир, С.А. Шмаков и др.).
Важное значение для настоящего исследования имеют публикации по социальной педагогике (М.А. Галагузова, В.Д. Семенов), педагогической антропологии (В.Б. Куликов), прикладной философии (С.И. Гессен).
Существует довольно большое количество работ, посвященных внеклассному и внешкольному воспитанию детей и подростков (Н.И. Болдырев, С.П. Баранов, Л.Р. Болотина, Б.П. Есипов, И.Ф. Харламов и ДР-)
В условиях переходного периода становления рыночной экономики особая роль принадлежит экономической подготовке молодежи, формированию нового экономического мышления прежде всего подрастающего поколения граждан страны — сегодняшних школьников.
Теоретико-методологические проблемы формирования экономической подготовки молодежи исследованы в работах Л.С. Бляхмана, К.А. Улыбина, В.Д. Попова , которые отмечали необходимость решения данной проблемы, начиная с общеобразовательной школы.
В исследованиях В.И. Ерошина, Э.Д. Новожилова, И.А. Сасовой, Н.А.Томина посвященных становлению личности, отмечена диалектическая взаимосвязь и единство трудового и экономического воспитания.
В работах А.Ф. Аменда, Н.П. Рябинина, В.К. Розова определено, что экономическое образование является одной из важнейших характеристик готовности индивидуума к самостоятельной деятельности в современных условиях. Теория и практика экономического воспитания в условиях общеобразовательной школы рассмотрены в работах Ю.К. Васильева, В.А.Полякова, Л.Н. Пономарева, В.Д.Симоненко.
Специфические особенности предпринимательской деятельности и обусловленные ими личностные качества предпринимателя рассматривали
А. Богданов, М. Вебер, Б Карлофф, А Мескон, В.Радаев, Ж.-Б.Сэй, М. Туган-Барановскийц Й, Шумпетер^ Р. Хизрич и др.
Существенное влияние на содержание работы оказали ранее выполненные диссертационные исследования (Л.В.Бабаевой, П.П.Великого, Л.А.Гордона, И.И.Харченко, Ю.Б.Чистяковой, М.А.Шабановой, О.В.Шарниной), которые показали, что только небольшая часть населения ( около 6%) легко адаптируется к новым экономическим условиям. Особую тревогу авторов вызывают подростки , нуждающиеся в применении специальных адаптивных моделей для успешного взаимодействия с внешней изменяющейся средой.
Вопросы экономического обучения и воспитания активно начали рассматриваться в диссертационных исследованиях в 80 -е гг. Значительное количество работ посвящено проблеме формирования экономических знаний и умений на основе общественнополезного производительного труда старшеклассников (Н.Д.Адаменко, З.А.Валиева, М.Л.Малышева, Х.Р.Матякубов, А.С.Нисимчук, В.Т.В.Т.Соловьев, Л.П.Фридман).
Экономическая подготовка сельских школьников отражена в диссертационных исследованиях Н.А.Барило, М.Н.Ермоленко, Н.Б.Кулакова. Экономическое образование в средней школе рассмотрено в кандидатских диссертациях Н.Г.Гордиенко, Е.Н.Землянской, В.П.Куцун, О.Н.Юречко, С.Л.Чернер.
Проблемы экономического воспитания младших школьников отражены в исследованиях Т.Е.Сергеевой, И.А.Мельничук. Экономическое воспитание на уроках математики рассматривается в работах З.К.Левчук, Г.А.Кочетковой; на уроках географии — О.В.Плахотник, А.А.Саипова, Н.Ф.Тупикиной, Г.П.Аксакаловой; на основе межпредметных связей прослеживается А.М.Гаужиевой. Взаимодействие школы, семьи и общественности в процессе воспитания нравственно-экономических качеств школьников исследует В.А.Товстик. Роль дополнительного образования в развитии общества на основе социально - педагогического центра в диссертационных исследованиях рассматривали Г.А.Гусев, С.С.Гиль, В.В.Ермаков, В.В.Рогачев, В.В.Мартынова, В.Л.Назаров. Проблемы профессиональной подготовки молодежи в новых социально-экономических условиях выделены В.А.Барановым, Т.Н.Пильщиковой, Л.П.Пачиковой.
Анализ состояния исследуемых вопросов показал, что методические аспекты экономического образования интенсивно разрабатываются в рамках средней общеобразовательной школы, в то же время указанная проблема имеет специфические особенности в сфере дополнительного образования и не находит должного решения в педагогической науке.
В предыдущих исследованиях дополнительное экономическое образование школьников как целостная педагогическая система, нашедшая свое выражение в педагогической теории и методике, не рассматривалось. В частности ,не определена сущность понятия «дополнительное экономическое образование школьников», не разработана дидактическая модель и ее методическое обеспечение, не выявлена специфика подготовки педагога дополнительного образования.
В связи с вышеизложенным проблема исследования заключается в отсутствии педагогических основ дополнительного экономического образования школьников, адекватных потенциальным возможностям системы дополнительного образования и потребностям общественно-педагогической практики.
Цель исследования — разработать педагогические основы дополнительного экономического образования школьников.
Объект исследования — дополнительное образование школьников.
Предмет исследования — процесс дополнительного экономического образования школьников.
Гипотеза исследования.
Успешное функционирование системы дополнительного экономического образования школьников станет возможным, если: особенность дополнительного экономического образования школьников как части общего образования, состоит в целенаправленно организованной образовательной среде, создающей внешние и внутренние условия для обучения и воспитания, способствующие формированию качеств личности школьников ( самостоятельности, инициативности, трудолюбия), обеспечивающих возможность их успешной адаптации в изменившихся социально-экономических условиях; система дополнительного экономического образования школьников строится на базе принципа трехплановости, позволяющего рассматривать учебную, трудовую и игровую деятельность во взаимосвязи и взаимообусловленности; содержание разработанной дидактической модели дополнительного экономического образования школьников основывается на категориях «предпринимательство» и «малое предпринимательство»; ведущими его методами являются проблемное обучение и самостоятельная работа, формой организации обучения — имитационно-моделированные игры; взаимосвязь и взаимодействие названных компонентов обеспечивается дидактической целью; подготовка специалистов для системы дополнительного экономического образования осуществляется на основе проектно-ориентированного подхода в обучении.
В соответствии с целью и гипотезой исследования необходимо было решить следующие задачи:
1. Изучить степень разработанности проблемы дополнительного образования школьников в теории и на практике.
2. Определить сущность понятия «дополнительное экономическое образование школьников».
3. Обосновать сущность принципа трехплановости , положенного в основу системы дополнительного экономического образования школьников.
4.Разработать дидактическую модель дополнительного экономического образования школьников.
5.Разработать методическое обеспечение дидактической модели дополнительного экономического образования школьников.
6.Разработать программно-методическое обеспечение подготовки специалистов дополнительного образования.
Экспериментально проверить эффективность разработанной модели.
Методологическая и теоретическая база исследования опирается на философские, психолого - педагогические концепции о сущности и природе человека, о взаимодействии человека и общества.
Методологической основой исследования явились фундаментальные работы в области философии образования и методологии психолого - педагогической науки (В.Г. Афанасьев, Ю.К. Бабанский, В.В. Давыдов, И.Я. Лернер, В.А. Петровский, М.Н. Скаткин, Т.И. Шамова); методологии, теории и практики дополнительного образования (Ж.Ж.Руссо, Дж.Локк, П.Наторп, а позднее — Н.И. Болдырев, Н.Г. Гончаров, Б.П. Есипов, Т.А. Ильина, С.А. Шапоринский); теории и практики экономического образования и основ предпринимательской деятельности (А.Ф.Аменд, Ю.К.Васильев, В.М. Власова, А.В.Зырянов, В.Д.Камаев, А.С.Нисимчук, И.А.Сасова).
Существенное влияние на логику проведенного исследования оказали работы в области: высшего педагогического и профессионально-педагогического образования (С.И.Архангельский,Э.Ф.Зеер,
Н.В.Кузьмина,Г.М.Лисовскаяя.К.М.Левитин, А.В.Мудрик, В.А.Сластенин, Г.Н.Сериков,Н.Н.Тулькибаева); закономерностей и принципов профессионального становления личности (К.А. Абульханова-Славская, В.Г.Ананьев, А.С.Белкин, Г.Е.Зборовский, К.К.Платонов, В.Д.Семенов, ); научных положений о разноуровневом подходе к обучению студентов (А.А.Кирсанов, А.Я.Найн, Ю.Т.Татур, В.С.Ямпольский).
В ходе исследования применялись различные теоретические и экспериментальные методы. Теоретические методы исследования включали в себя методологический, дидактический, психологический аспекты проблемы. Для их реализации были проведены анализ и синтез источников литературы, сформулирована концепция исследования и разработана дидактическая модель дополнительного экономического образования школьников.
Использовались методы экспертно-аналитической оценки учебно-методических материалов; проводилось интервьюирование и анкетирование учителей, педагогов дополнительного образования, учащихся, обучавшихся по разработанным нами методикам; применялись методы моделйрования при разработке деловых игр; проводилась экспериментальная работа в процессе апробации теоретических положений.
Основные этапы исследования.
На I этапе (1988-1990) изучалось состояние исследуемой проблемы в педагогической теории и практике, анализировались отечественные и зарубежные источники по методологии, теории и практике дополнительного образования, диссертационные работы , связанные с проблемой исследования, формировался ( в первом приближении) понятийный аппарат исследования; велось накопление эмпирического опыта: анализировалась работа средней школы, учреждений и организаций дополнительного образования, что позволило выделить и разработать теоретические предпосылки основных направлений дальнейшего исследования. Осуществлялась подготовка педагогов дополнительного образования и реализовался гипотетически заданный проектно-ориентированный подход в обучении .
На П этапе (1990-1992 ) на базе системного подхода были разработаны методологические аспекты исследования, обоснован выбор теоретической и методологической базы для построения дидактической модели дополнительного образования. Разработана концепция дополнительного экономического образования школьников, определен и разработан принцип трехплановости как ведущий принцип дополнительного образования школьников, разработаны и внедрены программы, используемые в качестве инвариантных в учреждениях дополнительного образования, а также программы подготовки и переподготовки специалиста.
На III этапе (1992-1995 ) было разработайо и апробировано содержание дополнительного экономического образования в различных типах образовательных учреждений, уточнены принципы, методы дополнительного экономического образования школьников, обоснована методика и разработано ее программное обеспечение , разработаны учебные пособия, осуществлен широкомасштабный эксперимент в регионах Сибири, Дальнего Востока, Крайнего Севера.
На IV этапе (1995-1997) проводилась корректировка разработанных теоретических и методических положений, осуществлялась реализация разработанных методик, была подтверждена их эффективность и целесообразность дальнейшего использования в работе средней школы, учреждений дополнительного образования. Проводилась систематизация и обобщение результатов исследования , формулировались выводы , осуществлялась публикация основных материалов исследования в печати. Научная новизна исследования состоит в следующем: — раскрыта сущность понятия «дополнительное экономическое образование школьников» как части общего образования, направленной на обучение и воспитание в интересах человека, общества и государства, создающая условия, способствующие формированию качеств личности школьника (самостоятельности, инициативности, трудолюбия), обеспечивающих возможность его адаптацию в современных социально-экономических условиях; сформулирован принцип трехплановости, положенный в основу системы дополнительного экономического образования школьников, позволяющий рассматривать ее развитие на базе взаимосвязи учебной, трудовой и игровой деятельности; разработана дидактическая модель дополнительного экономического образования школьников и ее методическое обеспечение, в качестве элементов которой выступает дидактическая цель, обеспечивающая взаимосвязь содержания (разработанного на основе категорий «предпринимательство» и «малое предпринимательство»); методы обучения (проблемное обучение и самостоятельная работа); формы организации на базе имитационно-моделированных игр.
Теоретическая значимость исследования заключается в следующем: выявлена сущность понятия «дополнительное экономическое образование школьников»; на основе взаимосвязи учебной, трудовой и игровой деятельности разработан принцип трехплановости как принцип дополнительного экономического образования школьников; разработана дидактическая модель и ее методическое обеспечение; определена необходимость подготовки педагогов дополнительного образования на основе проектно-ориентированного подхода в обучении, что открывает новое направление педагогических исследований, определяет круг научно-прикладных проблем и перспектив их изучения.
Практическая значимость проведенного исследования заключается в том, что: разработанные дидактическая модель дополнительного экономического образования школьников, ее методическое обеспечение и технология реализации позволяют создать педагогическую базу системы дополнительного экономического образования школьников; предложенные научно-методические рекомендации по организации дополнительного экономического образования на основе имитационно-моделированых игр для открытого социума (школа, учреждения дополнительного образования) и закрытого социума ( Всесоюзные детские центры , оздоровительно-образовательные загородные лагеря) реализованы в Новосибирске, Владивостоке, Якутске, Ленске, Усть-Майе; разработанный для обучения специалистов дополнительного образования спецкурс «Основы экономики и предпринимательства» внедрен в практику подготовки и переподготовки учителя на базе Новосибирского государственного педагогического университета и Новосибирского областного института переподготовки и повышения квалификации работников образования; созданные с учетом региональных особенностей образовательные программы по дополнительному экономическому обучению школьников применяются в деятельности управлений образования и комитетов по делам молодежи областных и районных органов администрации Новосибирской области и республики Саха-Якутия; опубликованные монографии, учебные и учебно-методические пособия нашли широкое применение в дополнительном образовании в средних школах и средних специальных учебных заведениях, системе повышения квалификации учителей и педагогов дополнительного образования, учреждениях дополнительного образования.
Научная обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечена: исходными методологическими положениями; применением комплекса методов, адекватных объекту, целям, задачам и логике построения исследования; продолжительным этапом опытно-экспериментальной работы, воспроизводимостью ее результатов; контрольным сопоставлением полученных данных с массовым педагогическим опытом.
Апробация и внедрение результатов исследования. Основные теоретические положения и результаты исследования были изложены и одобрены на международных научно-практических конференциях по проблемам экономического образования школьников (Брест, 1992 г.; Москва, 1992 г.; Новосибирск, 1996-1997г.; Самара, 1997г.; Хабаровск, 1997г.) и на международном семинаре Совета Европы «О положении детей и детских организаций в российской Федерации» (Гамбург,1997г.); всесоюзных научно-методических конференциях по проблемам совершенствования профессионального мастерства учителя (Красноярск, 1990г.; Тула, 1990г.); всероссийском научном конгрессе «Человек: эволюция на грани тысячелетий» (Новосибирск,1996г.), всероссийских научно-практических конференциях «Повышение квалификации и переподготовка кадров как фактор развития общеобразовательной школы» (Кемерово, 1996г.), «Технология психолого-педагогической подготовки учителя к воспитательной деятельности» (Барнаул, 1996г.), «Развивающее обучение школьников. Экономический аспект» (Пермь,1997), «Концепция развития высшего педагогического образования без отрыва от производства в новых социально-экономических условиях» (Магнитогорск, 1997 г.); республиканских научно-практических конференциях: «Психолого -педагогические аспекты профориентации и трудового обучения учащихся в свете основных направлений реформы общеобразовательной и профессиональной школы» (Ташкент, 1987г.), «Педагогика сотрудничества» (Благовещенск, 1990г.), «Перспективные модели образования» (Новосибирск, 1993г.); российских научно-практических конференциях: "Образование -будущее России"( Уфа, 1996г.), «Проблемы повышения академического уровня высших учебных заведений и региональных образовательных систем» (Екатеринбург, 1996 -1997 г.), «Образование и отдых детей» (Москва,1966г.), «Сотрудничество семьи , детских объединений и социальных педагогов в процессе социализации личности ребенка» (Челябинск,1966); региональных научно-практических конференциях: «Негосударственное образование в России» (Новосибирск, 1996-1997г.), «Региональная стратегия социально-экономического развития» (Екатеринбург, 1997 г.), «Социально-педагогические аспекты формирования культурной личности в условиях Кузбасского региона» (Кемерово, 1997 г.) межвузовских научно-практических конференциях и семинарах: «Проблемы содержания и технологии трудового обучения» (Талды-Курган, 1992г.), «Инновационные технологии в педагогике» (Екатеринбург, 1996 г.),«Новые технологии в преподавании гуманитарных предметов и общепрофессиональных экономических дисциплин» ( Иркутск, 1997 г.);
I Новосибирской областной конференции по малому предпринимательству (Новосибирск, 1996 г.); докторантских семинарах в Уральском государственном педагогическом университете и Социальном институте Уральского государственного профессионально-педагогического университета.
Результаты исследования в виде учебных программ и пособий, методических рекомендаций для учителей и педагогов дополнительного образования, словарей и комплектов имитационно-моделированных игр внедрены в практику работы средних посол, учреждений дополнительного образования, системы повышения квалификации и переподготовки учителей Новосибирской области, гг. Новосибирска, Якутска, Ленска, Мирного; практическая реализация дидактической модели дополнительного экономического образования на базе закрытого социума была осуществлена во Всероссийском детском центре «Океан» (Владивосток), Международном детском лагере «Огонек» (Якутск), оздоровительном центре «Березка» (Новосибирск).
Методическое обеспечение подготовки педагога дополнительного образования было отмечено золотой медалью Сибирской ярмарки
Новосибирск, 1996 гг. ); экономическая игра «Биржа интеллекта», разработанная автором, имеет патент Российского авторского общества № 158 от 14.02.1996.; полученные в процессе исследования экспериментальные данные послужили основой образовательной программы «Равный обучает равного», рассмотренной и рекомендованную для распространения в России молодежным директоратом Совета Европы в 1997 г.
Внедрение материалов исследования осуществлялось при поддержке грантов Комитета по делам молодежи Российской Федерации (1996 г.); Агентства по международному развитию (США, 1995-1997гг.); международного Фонда «Культурная инициатива» (1994 г.).
На защиту выносятся следующие положения: сущность понятия «дополнительное экономическое образование школьников» как части общего образования, представляющей целенаправленный процесс обучения и воспитания школьников, способствующий формированию качеств личности (самостоятельности, инициативности, трудолюбия), обеспечивающих возможность ее адаптации школьников в изменившихся социально-экономических условиях; принцип трехплановости, положенный в основу системы дополнительного экономического образования школьников, обеспечивающий ее целостность и позволяющий рассматривать развитие системы на базе взаимосвязи учебной, трудовой и игровой деятельности; дидактическая модель, включающая в себя содержание дополнительного экономического образования школьников (на основе категорий «предпринимательство» и «малое предпринимательство»; методы обучения ( проблемное обучение и самостоятельная работа); формы организации (на основе имитационно-моделированных игр); дидактическую цель, обеспечивающую взаимосвязь ее структурных элементов.

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 1662
Пароль: 1662
Скачать файл.
Просмотров: 102 | Добавил: Диана33 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Октябрь 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2020 Создать бесплатный сайт с uCoz