Вторник, 2020-10-27, 11:26 PM
Коллекция материаловГлавная

Регистрация

Вход
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Главная » 2014 » Октябрь » 1 » Механизмы эмпатии в межличностных отношениях (на материале изучения малых студенческих групп) : диссертация кандидата психологических
1:50 AM
Механизмы эмпатии в межличностных отношениях (на материале изучения малых студенческих групп) : диссертация кандидата психологических

Механизмы эмпатии в межличностных отношениях (на материале изучения малых студенческих групп) : диссертация кандидата психологических наук

Диссертация

Автор: Джрназян, Левон Нубарович

Название: Механизмы эмпатии в межличностных отношениях (на материале изучения малых студенческих групп) : диссертация кандидата психологических наук

Справка: Джрназян, Левон Нубарович. Механизмы эмпатии в межличностных отношениях (на материале изучения малых студенческих групп) : диссертация кандидата психологических наук Ереван, 1984 225 c. : 61 85-19/91

Объем: 225 стр.

Информация: Ереван, 1984


Содержание:

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I ПРОБЛЕМА ЭМПАТШ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
КРАТКИЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ ОЧЕРК ИСОВРЕМЕННОЕСОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ
§ I Доэкспериментальный период изучения эмпатии
§ 2 Экспериментальный период изучения эмпатии
§ 3 Основные нерешенные проблемы
ГЛАВА П ФЕНОМЕНОЛОГИЯ ЭМПАТИИКЛАССИФИКАЦИЯОСНОВНЫХ
ФОРМ ПРОЯВЛЕНИЯ
§ I Проблема классификационногопринципа
Деятельностный подход
§ 2 Познание или познавательная деятельность
§ 3 Общение
ГЛАВА Ш ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ МЕХАНИЗМОВ ЭМПАТИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯУСТУ- , ДЕНТОВНО
§ I Постановка проблемы Теоретический анализ основных характеристик диадического эмпа-тического взаимодействия НО
§ 2 Конструирование и апробация методики экспериментального исследованиямеханизмов эмпатии у студентов M
§ 3 Экспериментальная проверка гипотезы
ВЫВОДЫ

Введение:

Анализ механизмов -нормативной регуляции социального поведения личности в современной социальной психологии преимущественно проводится в плане эндогенной обусловленности морального поведения, интернализации социальных норм или ценностей и формирования активной личностной позиции социализируемого субъекта.Вопреки разным ревизионистическим истолкованиям якобы моноэкономической природы марксизма-ленинизма(178,с.299) данная теоретическая установка с особой отчетливостью выявляет подлинно гуманистическую ориентацию (в смысле учета "человеческого фактора",9,с.58) материалистического мировоззрения. Непосредственно прикладные аспекты "внутриличностного"(потребностного,ценностного) подхода к формированию и актуализации адекватного морального поведениям основном, затрагиваются в контексте нравственного воспитания.Значительное место среди слокной и многогранной целевой структуры последнего отводится моральным качествам сочувствия,человечности, чуткости и т.п.в этическом понимании данных понятий (III).Содержательный анализ указанных качеств в конечном итоге приводит к явлению эмпатии. Помимо своей социально-практической значимости в плане морального усовершенствования личности,оптимизации межличностных отношений,устранения отрицательных социальных установок и многих других операциональных сфер,явление эмпатии такие относится к числу стеришевых проблем современной психологии.
Выявлению актуальности и научного статуса проблемы слукат,в частности,ее обширный мультидисциплинарный характер(психология, социология,этика,биология,философия,физиология и т.д.) и принципиальная действенность во всех фундаментальных отношениях индивида (отношения субъект-субъект,субъект-объект, отношения самосознательной природы).
Раскрытию особой актуальности и научной ценности проблемы эмпатии слукэт такие ее узловой характер в интерпретации ряда словнейших психических явлений (процессы научения,межличностная атракция,идентификация, социально-психологическая наблюдательность, мекличностное познание и т.д.)» понимание которых имеет принципиальное значение не только для социальной психологии, но и для всей системы психологического знания. Кроме того, эмпатия, как научная проблема, входит в круг более общих проблем социализации личности. И, разумеется, без ее разрешения практически невозможно провести продуктивный анализ механизмов и основных свойств морального и социального развития индивида. Следовательно, прекде чем приступить к разбору указанных обширных проблем, по-видимому, необходимо разъяснить основные закономерности формирования эмпатии, которая выступает в качестве неотъемлемого компонента онтогенетического развития и группового взаимодействия личности.
В свете всего сказанного становится очевидным, что проблема эмпатии заслуживает более внимательного и тщательного анализа.
Обзор публикаций показывает, что накоплен большой эмпирический и фактический материал, который теоретически очень мало осмыслен. Все еще недостаточно разработаны такие кардинальные аспекты эмпатии, как проблемы механизмов, детерминант и форм проявления эмпатии, значение которых для построения целостной теории эмпатии вряд ли мокно переоценить. Это, по всей вероятности,обусловливается недостаточной освещенностью самого исходного объяснительного понятийного аппарата интерпретации феномена и предрасположенностью представителей разных школ и направлений к исследованию преимущественно частных проблем эмпатии (функция,роль и связь эмпатии с разными психическими процессами, возрастные и индивидуальные различия эмпатической сенситивности и т.п.)» Между тем, если классификация форм проявления эмпатии может дать целостную феноменологическую картицу явления и послужить прочной основой для дальнейшего анализа, то разрешение проблемы механизмов эмпатического взаимодействия поможет выявить важнейшие операциональные, функциональные и процессуальные характеристики феномена.
Указанные соображения во многом отразились и на выборе цели данного исследование, которая заключается в теоретическом и экспериментальном изучении психологических механизмов эмпатии в межличностных отношениях на материале малых студенческих групп.
В соответствии с намеченной целью были поставлены следующие конкретные задачи:
I. Учитывая концептуальные и терминологические расхождения теоретических ориентаций и установок исследователей эмпатии, мы сочли целесообразным в первую очередь разрешить вопрос о формах проявления эмпатии в различных сферах деятельности личности с тем, чтобы обеспечить единую понятийную и концептуальную основу для последующего разбора. С этой целью предлагается подробная классификация форм проявления эмпатии, по принципу их отнесенности к различным видам человеческой деятельности. Однако, отдавая должное функциональной значимости классификаций в научном познании необходимо иметь в виду, что они, как правило, являются инструментальными по отношению к последующим, более аналитическим стадиям научного анализа. В этом смысле можно сказать, что первые две главы настоящей работы по своей сущности логически подготавливают теоретический и экспериментальный анализ психологичсских механизмов эмпатии в межличностных отношениях* .
2. Проанализировать основные функциональные и процессуальные особенности диадического эмпатического взаимодействия с целью выявления механизмов межличностных форм эмпатии.
3. Экспериментально исследовать механизмы эмпатического взаимодействия на материале малых студенческих групп. При этом, ввиду неразработанности соответствующих^психодиагностических методик изучения интересующих нас аспектов поведения, мы были вынуждены разрешить также частные методические вопросы проверки выдвинутой гипотезы.
Основываясь на полученном экспериментальном материале сформулировать рабочее, определение эмпатии в межличностных отношениях и наметить некоторые возможности применения предложенной дефиниции для интерпретации других форм проявления эмпатии.
На основе теоретического анализа основных особенностей диадического эмпатического взаимодействия выдвинута следующая рабо- ^ чая гипотеза: механизмом^эмпатии (особенно при первичном эмпати- ? ческом общении) является^роцесс атрибуции (на основе воспринимаемой вербальной и невербальной информации) определенных стереотипных когнитивных и генерализованных структур, которые в непосредственном эмпатическом взаимодействии проявляются в форме обобщенных ролевых представлений о партнере общения.
С целью подтверждения предложенной гипотезы были применены в основном психометрические (метод тестов, семантический дифференциал) и опросные методы исследования. В батарею использованных психодиагностических средств вошли личностный опросник Айзен- I ка, вопросник эмоциональной эмпатии Меграбяна и Эпштейна, сокра- ^ щенная форма вопросника макиавелистической ориентации (10 утверждений), свободное описание исследуемой категории, семантический дифференциал, а танке два специально сконструированных нами в серии пилотажных исследований измерительные средства, направленные на выявление зависимости мекду эмпатическим отношением к опреде« ленному антропостереотипу и психологическим содерканием приписываемых когнитивных структур.
В качестве экспериментальной популяции выступили исключительно студенты П-1У курсов ряда вузов г.Еревана. Эксперимент проводился по предварительно составленному плану и методике. Особое внимание уделялось последовательности предъявления разных психодиагностических средств, которая, по существу, и определила этапы эксперимента. В целях устранения возмокных взаимовлияний примененных методик была установлена следующая последовательность предъявления экспериментальных материалов: личностный опросник Айзен-ка; свободное описание изучаемого антропостереотипа; вопросник эмоциональной эмпатии; полупрокективный тест исследования содер-кания приписываемого образа, который одновременно включил и методику семантического дифференциала; вопросник измерения эмпатичес-кого отношения к изучаемому антропостереотипу, в структуру которого был так see введен вопросник макиавелистической ориентации.
Результаты эксперимента подтвердили исходную гипотезу. Вычисление коэффициентов корреляции, средних и стандартных оценок студентов-испытуемых по всем экспериментальным параметрам выявило устойчивую зависимость мекду эмпатическим отношением и содер&анием атрибуций. Статистическая обработка данных такке показала высокую валидность и надеяность сконструированных методик для исследуемой экспериментальной популяции.
Новизна исследования состоит пройде всего в том, что в нем впервые предпринята попытка последовательного экспериментального изучения психологических механизмов эмпатического взаимодействия.
При этом, основное направление анализа - исследование не только эмоциональных, но и познавательных характеристик процесса, т.к. будучи сугубо эмоциональной в плане внешних проявлений, эмпатия | I в содержательном или эндопсихическом аспекте сопровождается ак- ! тивными познавательными процессами, роль и функция которых в целостном акте эмпатии пока остаются нераскрытыми. Между тем, имея ввиду общеизвестный факт предметной отнесенности эмоций, каждое , эмоциональное переживание (в том числе и эмпатическое) базируется на определенном объективном, познавательном содержании, подсознательный характер которого зачастую принимается за его отсутствие ("беспредметные эмоции").
В плане новизны исследования особого внимания заслуживает также классификация проявлений эмпатии (гл.П), т.к. будучи логически необходимым и неизбежным этапом анализа механизмов эмпатии, она имеет огромную функциональную значимость и в целостном понимании феноменологических характеристик объекта исследования. Кроме того, как показывает обзор литературы, существует прямая зависимость между пониманием психологической природы феномена эмпатии и признанной данным автором классификацией форм ее проявления. На основе критического анализа существующих классификационных принципов выдвигается качественно новый, "деятельностный" классификационный принцип, основное преимущество которого состоит в широком охвате всевозможных форм и модификаций эмпатии в разных сферах деятельности личности.
Практическая значимость исследования заключается прежде всего в установленном в экспериментах факте социальной природы эмпатии. В противовес отдельным представлениям о генетической обусловленности способности к эмпатии (что, кстати, находит свое выражение в утверждениях о сугубо эмоциональном характере эмпатии) результаты экспериментов позволяют рассматривать условия возникновения и предрасположенность к эмпатии с совершенно другой точки зрения: с позиций социальных условий ее развития и формирования. Отсюда вытекает очень вакный практический вывод о возмокностях направленного управления, формирования, усовершенствования и прогнозирования способностей к эмпатии в студенческих группах, значение которого для создания психологически здорового и благоприятного группового климата, а такке для устранения всевозможных источников групповых конфликтов (избирательность познавательных процессов, агрессивность, негативизм и т.п.) вряд ли мокно пере-оценитё. Исходя из результатов исследования мо&сно, например, разработать унифицированную, научно-обоснованную стратегию и тактику психологических воздействий, направленных на развитие эмпа-тического отношения к определенным категориям индивидов. Разумеется, сказанное имеет одинаковую действенность и в школьной педагогике.
Полученные результаты мокно такке использовать в психотерапевтической практике, в производственных группах, в социальном психологии пропаганды и т.д. в целях оптимальной научной организации процесса управления и формирования убеждений.
Исследование имеет практическую ценность и в методическом плане. В серии пилотанных исследований для проверки выдвинутой гипотезы были разработаны два диагностических средства: вопросник измерения установки (эмпатического отношения) к изучаемому антропостереотипу и полупроективный тест для выявления характеристик приписываемой когнитивной структуры (роли) и процесса атрибуции. Думаем, что построение и успешная апробация в экспери-ментахновых психодиагностических средств могут рассматриваться как весомое добавление к арсеналу психодиагностических методов исследования познавательных и эмоциональных процессов личности. Основой для данного утверждения служит высокая степень валидно-сти и достоверности применяемых методик. Разумеется, целесообразность их применения должна определяться спецификой объекта исследования.
Думаем, что результаты наших экспериментальных исследований могут найти свое практическое применение и при решении такого сложнейшего социопсихологического явления, как алкоголизм. Полученные данные позволяют сделать некоторые выводы об особенностях социальной перцепции алкоголика со стороны окружающих.
Апробация: основные положения и результаты данного исследования были доложены на:
1. УШ Закавказской конференции психологов (г.Ереван,1980г.)
2. Республиканской конференции молодых психологов (г.Ереван, 1982 г.)
3. Всесоюзной конференции "Актуальные проблемы истории психологии" (г.Ереван, 1984 г.)
Республиканских семинарах отдела психологии Института философии и права Академии наук Арм.ССР (г.Ереван, 1982, 1983 гг.)
5. ХХУ, ХХУ1, ХШ1 и ХХУШ научных сессиях профессорско-преподавательского состава Ереванского государственного педагогического института русского и иностранных языков им.В.Я.Брюсова (г.Ереван, 1979,1980,1981,1982 гг.).
Основные положения диссертации были также апробированы в лекционных и семинарских занятиях по общей психологии, по специальному курсу "Социально-психологические аспекты методики обучения" в ЕрГПИ им.В.Я.Брюсова; в процессе психотерапии неврозов в кабинете психотерапии при 8-й городской поликлинике г.Еревана, а такнш в комплексном социально-психологическом исследовании потребностей населения, организованного научно-методическим центром Министерства культуры Армянской ССР (1983 г.).
Структура и объем работы: диссертационная работа состоит из введения, трех глав, выводов, заключения и списка литературы (207 наименований). Работа изложена на 187 машинописных страницах и включает 2 таблицы.

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 1662
Пароль: 1662
Скачать файл.
Просмотров: 145 | Добавил: Диана33 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Октябрь 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2020 Создать бесплатный сайт с uCoz