Суббота, 2024-04-20, 3:59 PM
Коллекция материаловГлавная

Регистрация

Вход
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Главная » 2014 » Октябрь » 1 » Коррекционно-педагогическая работа с умственно отсталыми дошкольниками в процессе ознакомления со звуками окружающей действительности.
1:38 AM
Коррекционно-педагогическая работа с умственно отсталыми дошкольниками в процессе ознакомления со звуками окружающей действительности.
Коррекционно-педагогическая работа с умственно отсталыми дошкольниками в процессе ознакомления со звуками окружающей действительности

Диссертация

Автор: Лебедева, Елена Николаевна

Название: Коррекционно-педагогическая работа с умственно отсталыми дошкольниками в процессе ознакомления со звуками окружающей действительности

Справка: Лебедева, Елена Николаевна. Коррекционно-педагогическая работа с умственно отсталыми дошкольниками в процессе ознакомления со звуками окружающей действительности : диссертация кандидата педагогических наук : 13.00.03 Москва, 2001 194 c. : 61 02-13/349-0

Объем: 194 стр.

Информация: Москва, 2001


Содержание:

ГЛАВА 1 Роль слухового восприятия в познавательном развитии дошкольников
11 Теоретические аспекты познавательного развития ребенка в философии и психологии
12 Значение звуков окружающей действительности и слухового восприятия для психического развития ребенка
13 Особенности познавательного развития и слухового восприятия у дошкольников с нарушением интеллекта
ГЛАВА 2 Особенности представлений о звуках окружающей действительности и их источниках у дошкольников с нарушением интеллекта (Констатирующий эксперимент)
21 Исходные и теоретические подходы к изучению представлений о звуках окружающей действительности у дошкольников с нарушением интеллекта
22 Методика констатирующего эксперимента
23 Ход и результаты констатирующего эксперимента
24 Анализ результатов констатирующего эксперимента и выводы
ГЛАВА 3 Ознакомление с неречевыми звуками умственно отсталых дошкольников в коррекционно -развивающем обучении (Формирующий эксперимент)
31 Исходные положения формирующего эксперимента
32 Педагогические принципы, условия, этапы, направления, задачи и содержание коррекционно-педагогической работы
33 Результаты обучающего эксперимента и выводы

Введение:

Познавательное развитие в онтогенезе происходит в процессе ориентировочных реакций на слуховые, зрительные, тактильные раздражители, поступающие из внешней среды.Под влиянием предметной деятельности, общения и игры в раннем возрасте развиваются восприятие, мышление, память и другие познавательные процессы. Наиболее интенсивно в раннем возрасте развивается восприятие. Оно составляет центр сознания ребенка и является фундаментальной функцией, обеспечивающей ориентацию ребенка в окружающем мире (Л.И. Божович, Л.А. Венгер, А.В. Запорожец и др.).Звуки окружающей действительности имеют особое значение для психического развития, адекватного поведения в определенной ситуации. Представления о неречевых звуках помогают человеку ориентироваться в окружающем мире, служат распознаванию реальных событий, правильному реагированию и поведению в акустическом пространстве.Благодаря восприятию неречевых звуков происходит обогащение и уточнение слуховых представлений человека об окружающей среде. В процессе ознакомления со звуками окружающей действительности развивается слуховая функция, обостряется слуховая чувствительность, улучшаются звуковые дифференцировки. Хорошо опознаваемые и осознанно воспринимаемые звуки могут определять характер деятельности ребенка. Все звуки могут восприниматься только на слух или с опорой на зрение, что значительно легче и должно предшествовать изолированному слуховому восприятию.Ряд исследователей подчеркивают, что звуки окружающей действительности могут нести информацию разного типа и, в связи с этим, систематизируют их как коммуникативные звуки, как звуки, несущие информацию об окружающей среде и как звуки, выполняющие роль регулятора поведения и деятельности человека (Л.А. Китаев - Смык, A.M. Кондратов, В.П. Морозов, Е.В. Назайкинский, В.Н. Носуленко, Б.М. Теплов и др.).В литературе по специальной психологии и специальной педагогике, где рассматриваются вопросы особенностей психического развития умственно отсталых детей, отмечается замедленное развитие ориентировки на звуковые сигналы и бытовые шумы, недоразвитие фонематического слуха, слухо-речевой памяти и речи. Известно, что умственно отсталые дети в большинстве случаев плохо воспринимают неречевые звуки, испытывают большие трудности не только в дифференциации звуков, но и в их осмыслении.Это препятствует правильной ориентировке в пространстве, приводит порой к несчастным случаям. Между тем в ряде исследований неоднократно подчеркивается необходимость проведения своевременной организации чувственного опьгга в процессе ознакомления со звуками окружающей действительности (А.А. Катаева, Е.А. Стребелева).В дошкольной коррекционной педагогике разработана система сенсорного воспитания дошкольников с нарушением интеллекта, где представлена научно-обоснованная методика формирования зрительного восприятия детей изучаемой категории (А.А. Катаева, Е.А. Стребелева). Много исследований посвящено и формированию восприятия речевых звуков у детей изучаемой категории (Д.И Аугене, А.А. Катаева, Г.В. Кузнецова, Н.Д. Соколова, Г.В. Цикото и др.). Однако до настоящего времени не было предпринято исследования, направленного на ознакомление умственно отсталых дошкольников со звуками окружающей действительности. Значение ознакомления со звуками окружающей действительности для познавательного развития детей и отсутствие содержания работы в этом направлении позволяют считать тему исследования актуальной.ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ: разработка содержания коррекционно-педагогической работы с умственно отсталыми детьми дошкольного возраста по ознакомлению со звуками окружающей действительности.ОБЪЕКТОМ ИССЛЕДОВАНИЯ является процесс ознакомления со звуками окружающей действительности умственно отсталых дошкольников.ПРЕДМЕТОМ ИССЛЕДОВАНИЯ являются педагогические условия организации и проведения коррекционно-педагогической работы по ознакомлению со звуками окружающей действительности умственно отсталых детей в системе коррекционно-развивающего обучения.ГИПОТЕЗА ИССЛЕДОВАНИЯ: у умственно отсталых детей дошкольного возраста отмечаются особенности в восприятии, дифференциации неречевых звуков, а также трудности в формировании представлений о звуках окружающей действительности. Эти особенности и трудности возможно преодолеть у детей с нарушением интеллекта при своевременной организации целенаправленной работы, проводимой в определенной последовательности: от развития ориентировочной реакции на звуки через их восприятие, дифференциацию, формирование представлений и осмысление к адекватному использованию их в качестве сигнала к действиям. Считаем, что ознакомление со звуками окружающей действительности должно проводиться в разных видах детской деятельности (музыкальной, игровой, трудовой, в процессе наблюдений и др.), при использовании различных приемов: организации практических действий с предметами, припоминания, воспроизведения, сравнения, анализа и обобщения воспринимаемых звуков.ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ: 1. Разработать методику изучения представлений о звуках окружающей действительности у дошкольников.2. Выявить особенности представлений о звуках окружающей действительности у дошкольников с нарушением интеллекта.3. Определить организацию, содержание, методы и приемы коррекционнопедагогической работы с умственно отсталыми детьми по ознакомлению Со звуками окружающей действительности в дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего вида.4. Оценить эффективность предложенной методики.МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ: 1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.2. Изучение и анализ медико-педагогической документации.3. Наблюдение за детьми в свободной деятельности и на занятиях в специальном дошкольном учреждении компенсирующего вида.4.Проведение констатирующего, обучающего и контрольного экспериментов.5. Количественный и качественный анализ результатов исследования.НАУЧНАЯ НОВИЗНА И ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ состоят в следующем: разработана методика изучения представлений дошкольников о звуках окружающей действительности; выявлены особенности представлений о звуках окружающей действительности у умственно отсталых дошкольников; разработаны содержание, методы и приемы по ознакомлению со звуками окружающей действительности дошкольников с нарушением интеллекта; доказано, что обогащение чувственного опьгга, связанного с дифференциацией неречевых звуков, способствует формированию представлений об окружающей действительности детей изучаемой категории; выявлены потенциальные возможности познавательного развития умственно отсталых дошкольников в процессе ознакомления со звуками окружающей действительности.ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ заключается в том, что определена роль педагогов (воспитателя, музыкального руководителя, дефектолога) в процессе ознакомления детей со звуками окружающей действительности, разработаны методические рекомендации по использованию дидактических игр в коррекционной работе с воспитанниками дошкольных образовательных учреждений для детей с нарушением интеллекта, создан перечень оборудования для проведения занятий. Материалы' исследования включены в новую программу «Коррекционно - развивающее обучение детей с нарушением интеллекта» (2002г.), рекомендованы для специальных дошкольных учреждений, а также могут быть использованы при подготовке студентов - дефектологов в педагогических вузах. I НА ЗАЩИТУ ВЫНОСЯТСЯ СЛЕДУЮЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ: 1 .У детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта отмечаются низкий уровень сформированности восприятия неречевых звуков и недостаточное их осознание, которые даже к восьмому году жизни не достигают уровня их сформированности у нормально развивающихся детей младшего дошкольного возраста.2. Коррекционно-педагогическая работа по ознакомлению со звуками окружающей действительности умственно отсталых детей должна включать в себя: развитие слухового внимания и восприятия, формирование взаимодействия всех анализаторов (зрительного, тактильного, двигательного, слухового) и обобщение полученного опыта детей в речевых высказываниях в различных видах детской деятельности (игровой, музыкальной, в процессе наблюдений и др.) 3. Процесс ознакомления с неречевыми звуками положительно влияет на развитие ориентировочно - исследовательской деятельности умственно отсталых детей, на появление у них элементов любознательности и интереса к окружающему миру, организации поведения в звуковом пространстве.

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 1662
Пароль: 1662
Скачать файл.
Просмотров: 248 | Добавил: Диана33 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Октябрь 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024 Создать бесплатный сайт с uCoz