Суббота, 2024-04-20, 6:31 PM
Коллекция материаловГлавная

Регистрация

Вход
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Главная » 2014 » Октябрь » 1 » Исследование психологических причин межличностных конфликтов во взаимоотношениях людей
1:42 AM
Исследование психологических причин межличностных конфликтов во взаимоотношениях людей
Тип: Дипломная работа
Предмет: Конфликтология
Тема: Исследование психологических причин межличностных конфликтов во взаимоотношениях людей
Страниц: 60  
Формат: doc  

Содержание

Введение………………………………………………………………………. 3

1. Теоретические и методологические основы конфликтологии......................................................................................…….

7

1.1. Развитие конфликтологии.................................................................……. 7

1.2. Понимание конфликтов в наше время………………………………… 9

1.3. Попытки систематизации..................................................................……. 11

2. Психологические причины межличностных конфликтов……………………………..................................................…….

14

2.1. Факторы определения ситуации как конфликтной…………………….. 15

2.2. «Объективные» факторы определения ситуации………………………. 16

2.3. Индивидуальные факторы определения ситуации……………..……… 18

3. Межличностные конфликты в различных сферах взаимодействия......................................................................................……...

24

3.1. Позитивные функции конфликтов……………………………………… 34

3.2. Приемы конструктивного взаимодействия…………………………….. 40

4. Сущность собственного эмпирического исследования и интерпретация результатов исследования……………………………….

44

Заключение……………………………………...................................………. 50

Библиографический список………………………………………………... 53

Приложение 1…………………………………………....................……..….. 56

Приложение 2………………………………………………………………… 60

Введение

Конфликты — одно из важнейших явлений современной социальной и политической жизни. Конфликтные процессы мало кто одобряет, но почти все в них участвуют, независимо от пола и возраста. Использование обыденных знаний порой недостаточно, чтобы разрешить возникший конфликт с минимальными потерями для конфликтующих сторон. Возникший конфликтный процесс трудно остановить. Это объясняется тем, что конфликт имеет кумулятивную природу, т.е. каждое агрессивное действие приводит к ответному действию или возмездию, причем более сильному, чем первоначальное.

В исторической и художественной литературе описано огромное количество различающихся по силе, по последствиям для людей, форме и содержанию конфликтных ситуаций. Специалистами подсчитано, что за последние 5 тысяч лет человечество участвовало приблизительно в 15 тысячах локальных и общих войн — одной из самых страшных форм разрешения социальных противоречий. Из этого факта, как бы мы к нему не относились, следует, что вся история цивилизации пронизана социальными конфликтами, решение которых часто становится невозможным без привлечения силовых методов и приемов, что, безусловно, наносит непоправимый урон всем областям жизни и деятельности народов. Нужно отметить, что чаще всего даже самые серьезные конфликтные ситуации возникают и «расширяются» из самых мелких и, казалось бы, примитивных ситуаций, поводов, причин, и поэтому рассмотрение самой сути конфликта, разбор всех его составляющих, а также способов его разрешения является самым важным предметом социальной психологии как науки.

Известно, что у всех конфликтов имеется психологическая составляющая, основанная на специфике внутренней жизни человека, а также его социальных отношениях.

Исследование социальных процессов, происходящих в обществе, показывает, что конфликт является одной из важнейших социальных проблем. Среди специалистов, занимающихся изучением конфликта, нет единой точки зрения по вопросу о том, что он собой представляет. Это обусловлено рядом причин: сложностью самого феномена конфликта, а также неоднозначным пониманием того, чем вызвано его возникновение.

Одной из причин такой ситуации является не разработанность самой теории конфликта. Для практиков, в частности, по-прежнему остается неясным соотношение величин в дихотомии «конфликт — согласие», хотя исторический опыт доказывает, что общество обеспечивает упорядоченность жизни населения только через согласие, через достижение взаимного понимания и признания.

Конфликт стал доминирующей ячейкой общественных отношений. Он присутствует как в явных, так и в латентных формах. Он наличествует в столкновениях предлагаемых перспектив развития страны и в повседневной жизни, пронизывая ткань межличностных отношений. Конфликт присутствует и там, где есть сотрудничество и согласие. Главный вопрос состоит, следовательно, не в возвращении к бесконфликтному состоянию, а в том, чтобы научиться жить с конфликтом, отдавая себе, отчет в его стимулирующем воздействии в тех случаях, когда он развивается в определенных рамках, и, осознавая его разрушительный характер, когда он перерастает эти рамки.

Социология и психология описывают конфликты и поведение человека в них, исходя, в основном, из двух теоретических позиций. Согласно первой, конфликт — это частный случай социальной ситуации, имеющей свои нормативные законы развития. В работах этого направления развивается представление К. Левина о том, что поведение определяется не обыкновенными средовыми факторами самими по себе, а субъективно отраженными и представленными в сознании аффективно заряженными переживаниями и отношениями. Второе направление исследований конфликтного поведения исходит из признания специфики личности и индивидуальности человека в качестве ведущей причины конфликтов.

Очевидно, что эти два способа описания конфликтного поведения не противоречат друг другу, а являются взаимодополняющими, так как допускают содержание общих механизмов формирования и развития конфликтов в виде иерархически организованной мотивационно-потребностной системы и набора психологических защит. С одной стороны, они формируются в результате онтогенетического социального развития, а с другой — определяют субъективное отношение человека к социальной ситуации, имеющей для него конфликтный смысл.

Проблема конфликта и защиты от него является самой актуальной проблемой этого времени, и решение ее требует не только определенных знаний, но и желания самих людей к бесконфликтному решению вопросов. В своей работе мы попытаемся обозначить понятие конфликта, его структуру возникновения, а также значимости его конструктивного разрешения.

Цель нашей работы - исследование психологических причин межлич-ностных конфликтов во взаимоотношениях людей.

Задачи работы:

1) установить наличие взаимосвязи между самооценкой и способами реагирования в конфликте;

2) выяснить, как влияет самооценка на поведение в конфликтной ситуации.

Гипотеза:

- для людей с завышенной самооценкой характерно соперничество, т.к. они выбирают, как правило, наступательную стратегию в конфликте. Частичное достижение целей воспринимается самим оппонентом как поражение, приводит к отказу от разумных компромиссов и неоправданному риску.

- заниженная самооценка и связанная с ней недооценка благоприятных возможностей, которые представляет ситуация, порождают готовность довольствоваться малым, идти на "неразумные" компромиссы. Приспособление является еще одним важным способом реагирования в конфликте для людей с заниженной самооценкой, т.к. неуверенность такого человека в себе не позволяет четко представить ситуацию, вследствие чего ему легко навязать другое видение конфликта.

- люди с адекватной самооценкой способны реально оценить сложившуюся ситуацию и свое поведение в ней. Это свидетельствует о том, что они предпочитают пойти на компромисс и сотрудничество.

Предмет исследования – психологические причины межличностных конфликтов.

Объект исследования представляет собой выборку общей числен-ностью 30 человек (18 женщин и 12 мужчин), возрастной критерий которых от 20 до 68 лет.

Методы исследования включают в себя методику "Самооценка" и тест "Исследование особенностей реагирования в конфликтной ситуации" (методика К.Томаса).

Список литературы

1. Зеркин Д.П. «Основы конфликтологии» (курс лекций). Ростов-н/Д - 1998г.

2. Игнатьева А.А., Степанов Е.И. «Как урегулировать конфликты в организации: советы зарубежных конфликтологов отечественным менеджерам». Журнал «Прикладная психология», № 4. М., 1998г.

3. Козлов А.С. «Процедурная помощь в разрешении конфликтов». Журнал «Прикладная психология», № 4. М., 1998г.

4. Лукашонок О.Н., Щуркова Н.Е. «Конфликтологический этюд для учителя». М., 1998г.

5. Марасин В.В. «56 полюсов поведения». Донецк - 1997г.

6. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. - под общ. ред. «Психология. Словарь». М., 1990г.

7. Скотт Д. «Конфликты. Пути их преодоления». Киев - 1991г.

8. Сонин В.А. «Словарь персоналий. Психологи от А до Я». М., 1997г.

9. Фишер Р., Юри У. «Путь к согласию или переговоры без поражения». М., 1992г.

10. Шейнов В.П. «Конфликты в нашей жизни и их разрешение». Минск - 1997г.

11. Coser L. «Introduction of Social Conflict». L., 1968г.

12. Китаев-Смык Л. А. «Психология стресса» М., 1983г.

13. Argyle M, Furham A, Graham J, «Social Situations». C., 1981г.

14. Реан А.А., Коломинский Я. Л. «Социальная педагогическая психология». С.Пб., 1998г.

15. Klar Y., Bar-Tal D., Kruglanski A., 1988г.

16. Хорни К. «Невротическая личность нашего времени». Самоанализ. М., 1993г.

17. «Психоанализ». Популярная энциклопедия н.ред. П.С. Гуревич М., 1998г.

18. Майерс Д. «Социальная психология». С.Пб., 1997г.

19. Коломинский Я.Л., Жизневский Б.П. «Социально-психологический анализ конфликтов между детьми в игровой деятельности», 1990г.

20. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. «Психология и психотерапия семьи», С.Пб., 1999г.

21. Левкович В.П., Зуськова О.Э. «Социально-психологический подход к изучению супружеских конфликтов», психологический журнал №3 1985г.

22. Тащева А.И. «Атрибутивные процессы в супружеских конфликтах». М., 1987г.

23. Мишина Т.М. «Психологическое исследование супружеских отношений при неврозах». Л., 1978г.

24. «Социальная психология личности». М., 1979г.

25. Бютнер К. «Жить с агрессивными детьми». М., 1991г.

26. Драгунова Т.В. «Проблема конфликта в подростковом возрасте» // Вопросы психологии, 1972г. №2

27. Трунов Д.Г. «Психологические аспекты конфликтных взаимоотношений между родителями и детьми на религиозной почве». Пермь, 1994г.

28. Prasow P. «Conflict and Cooperation in Labor». Los Angeles, 1974г.

29. Kats D., Kahn R. «The Social Psychology of Organizations». 1967г.

30. Гришина Н.В. «Закономерности возникновения межличностных производственных конфликтов». Л., 1978г.

31. Ломов Б.Ф. «Методологические и теоретические проблемы психологии». М., 1984г.

32. Василюк Ф.Е. «Жизненный мир и кризис: типологический анализ критических ситуаций». Психологический журнал, 1995г.

33. Минухин Ф., Фишман Ч., «Техники семейной терапии». М., 1998г.

34. Макаренко А.С. «О взрыве» // сборник соч. Т.5., 1958г.

35. Мэй Р. «Искусство психологического консультирования», М., 1994г.

36. Василюк Ф.Е. «Психология переживания». М., 1984г.

37. Буш Г.Я. «Диалогика и творчество». Рига, 1985г.

38. Дерманова И.Б., Сидоренко Е.В. «Психологический практикум. Межличностные отношения». С.Пб., 1996г.

39. Сидоренко Е.В. «Опыты реориентированного тренинга». С.Пб., 1995г.

40. Н.В. Гришина, «Психология конфликта», СПб., 2004г.

Примечания

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 1662
Пароль: 1662
Скачать файл.
Просмотров: 265 | Добавил: Диана33 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Октябрь 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024 Создать бесплатный сайт с uCoz