Вторник, 2020-10-27, 11:44 PM
Коллекция материаловГлавная

Регистрация

Вход
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Главная » 2014 » Октябрь » 1 » Формирование профессионального самоопределения студентов классического университета в процессе изучения предметов психолого-педагогического
1:29 AM
Формирование профессионального самоопределения студентов классического университета в процессе изучения предметов психолого-педагогического

Формирование профессионального самоопределения студентов классического университета в процессе изучения предметов психолого-педагогического цикла

Диссертация

Автор: Лесникова, Светлана Леонидовна

Название: Формирование профессионального самоопределения студентов классического университета в процессе изучения предметов психолого-педагогического цикла

Справка: Лесникова, Светлана Леонидовна. Формирование профессионального самоопределения студентов классического университета в процессе изучения предметов психолого-педагогического цикла : диссертация кандидата педагогических наук : 13.00.01 Кемерово, 2000 165 c. : 61 01-13/342-0

Объем: 165 стр.

Информация: Кемерово, 2000


Содержание:

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 Проблема профессионального самоопределения в современном высшем образовании
11 Противоречия современного высшего образования
12 Особенности формирования профессионального самоопределения студентов классического университета
13 Организационно-педагогическая модель формирования профессионального самоопределения студентов в условиях классического университета
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ
ГЛАВА 2Пути и средства формирования профессионального самоопределения студентов в условиях классического университета ? '
21 Использование возможностей предметов психолого-педагогического цикла в формировании профессионального самоопределения студентов
22 Формирование творческого подхода к профессиональной деятельности у будущих педагогов в процессе изучения предметов психолого-педагогического цикла
23 Изучение влияния дисциплин психолого-педагогического цикла на формирование профессионального самоопределения студентов
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ

Введение:

Актуальность исследования. Университет во все времена играл роль в подготовке кадров, способных развивать профессиональную деятельность, расширять, преобразовывать и создавать новые знания и ценности. Присущее единство научно-исследовательской и воспитательно-образовательной деятельности определяет функциональное назначение университетов как центров образования и научно-исследовательской работы.
Подготовка кадров в университетах обладает спецификой: традиционная фундаментальность общенаучной подготовки специалистов органически сочетается с направленностью на педагогическую деятельность. Специфика университетской педагогической подготовки проявляется:
• в фундаментальности и системности содержания профессионального образования;
• в нацеленности на выработку у специалистов исследовательских умений и навыков;
• в создании благоприятных условий для формирования широкой общенаучной и общекультурной эрудиции.
Глубокие преобразования, происходящие во всех сферах нашего общества - социальной, экономической, политической, культурной, - не могли не затронуть систему высшего образования:
• ликвидирована жизненная предопределенность, в связи с чем необходимо формирование мобильного члена общества, способного несколько раз менять профиль деятельности и достаточно быстро адаптироваться к будущей деятельности;
• кардинально изменились характер и цели труда: возрастает его интенсивность, напряженность, профессионализм и ответственность. Что касается требований к специалисту-педагогу, то время требует яркой масштабной личности, способной быть носителем накопленных культурой общечеловеческих ценностей, глубоко владеющей методами диагностики, искусством профессионального общения, современными педагогическими технологиями.
Вследствие происходящих преобразований повышаются требования к уровню сформированности профессионального самоопределения молодежи, что обусловило необходимость использования профориентационных возможностей воспитательно-образовательного процесса и поиск новых технологий подготовки студентов к важному жизненному выбору.
Профессиональная ориентация способствует формированию положительных мотивов выбора профессии, обеспечивающих согласование интересов личности и общества; выявлению профессиональных требований; оценке психофизиологических свойств и качеств личности с учетом пробы сил в избранной области деятельности.
В теории профессиональной ориентации профессиональное самоопределение - это сложный диалектический процесс, который рассматривается с различных точек зрения:
• как серия задач, которые ставит общество перед личностью социологический подход;
• как процесс поэтапного принятия решений, посредством которых индивид формирует баланс между собственными предпочтениями и потребностями системы разделения труда в обществе - социально-психологический подход;
• как процесс формирования индивидуального стиля жизни, частью которого является профессиональная деятельность - дифференциально-психологический подход.
Профессиональное самоопределение предполагает формирование субъекта конкретного вида труда, предусматривает широкую ориентировку в мире профессий, не ограничивая возможности развития личности. Самоопределение личности в профессии осуществляется в единстве жизненного и профессионального самоопределения. Профессиональное самоопределение имеет динамический длительный характер и осуществляется на всех этапах жизни человека.
Психологическая сущность профессионального самоопределения личности проанализирована в работах отечественных и зарубежных ученых: Л.И.Божович, Е. А. Климова, Т.В.Кудрявцева, А.Маслоу, С.Фукуямы, П.А.Шавира, В.Ю.Шегуровой и др.
Вопросы взаимосвязи и взаимообусловленности личностного, жизненного и профессионального самоопределения, а также непрерывный его характер рассмотрены в исследованиях Е.И.Головахи, Н.Э.Касаткиной, Е.А.Климова, Т.В.Кудрявцева, Г.С.Никифорова, Н.С.Пряжникова, В.И.Сахаровой, Д.Сьюпера, А.Уоттса, С.Н.Чистяковой и др.
Анализ психолого-педагогической литературы и практики позволяет утверждать, что в последние годы происходят принципиальные изменения ситуации профессионального самоопределения молодежи.
Среди новых социально-педагогических проблем нами выделены следующие:
• изменение структуры общего, среднего и высшего профессионального образования, что приводит к существенному снижению возраста (от юношеского к старшему подростковому), в котором учащемуся необходимо сделать важный и трудный для себя выбор вида дальнейшего образования;
• осложнение выбора профессии в условиях рыночной экономики, для которой характерны конкурентность, высокие требования к профессионализму, социальная и психологическая адаптация, профессиональная мобильность работников, обострение ситуации занятости населения;
• возникновение сложных, непривычных для нашего общества экономических процессов таких, как резкое расслоение общества по материальному признаку, появление безработицы, разнообразие образовательных запросов различных социальных и профессиональных групп, сложности в трудоустройстве и оплате труда, особенно молодых работников, возможность значительных доходов у людей, не обладающих должным образованием, квалификацией и др.
Необходимость более эффективного формирования профессионального самоопределения студентов заставляет обратить внимание на преподавание предметов психолого-педагогического цикла, которые составляют основу как личностного развития, так и целенаправленной подготовки студентов к профессиональной педагогической деятельности.
Анализ воспитательно-образовательного процесса высшей школы детерминирован разрешением противоречий, характерных для отечественной высшей школы: между сложившейся практикой подготовки учителя и целями современной общеобразовательной школы; потребностью индивида получать образование на личностном уровне и нормативной заданностыо учебного процесса; субъективной ориентацией преподавателя на социально зрелую и активную в познавательном отношении личность студента и реальной неоднородностью социального опыта, когнитивных программ и жизненных смыслов обучающихся; действительным состоянием педагогического сообщества и потребностями в новом педагогическом знании и др. Историографический анализ показывает, что проблемы высшего образования исследовались многоаспектно:
• работы, посвященные роли учителя в обществе, методологии и теории развития его личности (С.И.Архангельский, Е.П.Белозерцев, П.П.Блонский, Г.Л.Кручинина, Н.В.Кузьмина, Ю.Н.Кулюткин, А.С.Макаренко, А.В.Мудрик, В. А.Сластенин, Г.С.Сухобская, Н.Ф.Талызина, А.И.Щербаков и др.); исследования проблем совершенствования учебного процесса, профессиональной подготовки специалиста (О.А.Абдуллина, Ю.К.Бабанский, В.П.Беспалько, М.Н.Берулава, А.А.Вербицкий, Ф.Н.Гоноболин, В.А.Кан-Калик, Н.В.Кузьмина, Н.Д.Никандров, А.Б.Орлов, Т.С.Панина, В. А.Сластенин и др.);
• труды, касающиеся социализации личности и гуманизации педагогического образования (К.А.Абульханова-Славская, Ш.А.Амонашвили, А.Г.Асмолов, И.В.Бестужев-Лада, А.А.Бодалев, А.А.Мелик-Пашаев, Т.И.Шамова, Е.Н.Шиянов и др.), а также формирования у студентов готовности к осуществлению различных видов деятельности (О.А.Абдуллина, И.А.Зязюн, А.И.Раев, Т.И.Шалавина и др.);
В последние годы активизировалась разработка проблем функционирования и развития многоуровневой системы образования
Ю.А.Захаров, В.В.Карпов, Н.Э.Касаткина, Б.П.Невзоров и др.); обеспечения качества учебного процесса в условиях перехода на многоуровневую систему подготовки специалистов (Г.А.Бордовский, Е.Э.Смирнова и др.); совершенствования технологий обучения (Л.Е.Галаганова, Н.Б.Лаврентьева, С.И.Мещерякова, Ю.В.Сенько, Л.П.Халяпина, Т.М.Чурекова, Е.Н.Шиянов и ДР-)
Необходимость целенаправленного формирования профессионального самоопределения студентов в процессе обучения в классическом университете, потребность рынка труда в творчески мыслящей личности, недостаточная изученность путей и средств формирования профессионального самоопределения студентов в процессе изучения предметов психолого-педагогического цикла определило актуальность проблемы нашего исследования.
Недостаточная теоретическая разработанность проблемы на современном этапе развития общества и практическая потребность определили выбор темы исследования: Формирование профессионального самоопределение студентов классического университета в процессе изучения предметов психолого-педагогического цикла.
Цель исследования состояла в том, чтобы выявить пути и средства формирования профессионального самоопределения студентов классического университета в процессе изучения предметов психолого-педагогического цикла.
Объектом исследования является профессиональное самоопределение студентов классического университета.
Предмет исследования - процесс формирования профессионального самоопределения студентов при изучении предметов психолого-педагогического цикла.
Гипотеза исследования основывается на том, что процесс формирования профессионального самоопределения студентов в условиях классического университета может быть эффективным, если:
• предусматривается при изучении предметов психолого-педагогического цикла включение студентов в профессионально-педагогическую деятельность, ориентированную на актуализацию профессионального самоопределения;
• процесс формирования профессионального самоопределения студентов строится на принципах целостности, системности, функциональности, информированности, управляемости, при учете субъект-субъектных отношений преподавателя университета и студента; деятельность преподавателей психолого-педагогического цикла направлена на формирование у студента адекватного образа "Я" в профессии, на развитие его личностностной мобильности, приобретение практике-ориентированного опыта педагогической деятельности;
• используются возможности предметов психолого-педагогического цикла, способствующие формированию у студентов творческого подхода к будущей педагогической деятельности на основе адекватной самооценки. Цель исследования и выдвинутая гипотеза обусловили необходимость решения следующих задач:
1. Обосновать особенности формирования профессионального самоопределения студентов классического университета.
2. Разработать организационно-педагогическую модель формирования профессионального самоопределения студентов в условиях классического университета.
3. Выявить, теоретически обосновать и экспериментально проверить пути и средства формирования профессионального самоопределения студентов в процессе изучения предметов психолого-педагогического цикла.
4. Разработать научно-методические рекомендации по формированию профессионального самоопределения студентов классического университета в процессе изучения предметов психолого-педагогического цикла.
Методологической основой исследования является: философская интерпретация всеобщей связи и взаимообусловленности процессов и явлений, деятельности как способа самореализации в труде и общении; философские положения об объективных тенденциях развития общества и науки, о соотношении содержания и формы, исторического и логического в педагогическом познании; теория профессиональной деятельности; теория творческой деятельности; теория учебной деятельности; теория педагогического образования; теория технологии обучения.
Большое значение имело для нас изучение концепции трудовой подготовки и профессионального самоопределения молодежи (Институт профессионального самоопределения молодежи РАО).
Для решения поставленных задач был использован комплекс теоретических и эмпирических методов исследования. Теоретические методы: анализ психолого-педагогической литературы, материалов и публикаций педагогической и периодической печати по интересующим нас вопросам, изучение педагогического опыта, моделирование и аналогия. Эмпирические методы были связаны с анкетированием, интервьюированием, целенаправленным включенным наблюдением, индивидуальными и групповыми беседами с преподавателями и студентами, пробными выборочными исследованиями; педагогическим экспериментом.
В исследовании использованы системный и деятельностный подходы как методологические принципы подготовки студентов к профессиональному самоопределению.
Исследование проводилось в период с 1994 по 2000 год и включало четыре этапа.
Первый этап. Поисковый ( 1994-1995 гг. ) - выбор темы, определение теоретических и методологических положений исследования, основных его понятий; изучение философской, педагогической и психологической литературы, диссертационных исследований по данной проблеме, что позволило сформулировать исходные позиции исследования.
Второй этап. Аналитический (1995-1997 гг.) - работа по выявлению путей и средств, обеспечивающих формирование профессионального самоопределения в процессе изучения предметов психолого-педагогического цикла, определялась сущность и содержание выявленных условий на примере деятельности Кемеровского государственного университета: изучались учебные программы, инструктивные и методические материалы кафедр, обеспечивающих психолого-педагогическое обучение студентов; проводились исследования уровня сформированности профессионального самоопределения и уровня креативности студентов университета.
Третий этап. Экспериментальный (1997-1999 гг.) - исследовалась действенность путей и средств, обеспечивающих эффективность процесса формирования профессионального самоопределения студентов в условиях классического университета.
Четвертый этап. Заключительный (1999 - 2000 гг.) - проводилась апробация полученных результатов, их систематизация и обобщение.
База исследования - Кемеровский государственный университет.
Участие автора в исследовании и получении научных результатов выражалось в проведении анализа особенностей формирования профессионального самоопределения студентов классического университета на современном этапе развития образования; в организации опытно-экспериментальной работы по совершенствованию формирования профессионального самоопределения студентов при изучении предметов психолого-педагогического цикла; в определении общего подхода и методики исследования по формированию профессионального самоопределения студентов в условиях классического университета; в анализе и обсуждении перспектив исследования.
На защиту выносятся основные положения:
1. Особенностями формирования профессионального самоопределения студентов классического университета являются: созданные условия для удовлетворения образовательных запросов личности; предоставление студентам выбора пути профессионально-педагогического образования; обеспечение высокого уровня научной и общекультурной подготовки студентов и др.
2. Организационно-педагогическая модель формирования профессионального самоопределения студентов классического университета включает цели (социальные, психологические, дидактические, воспитательные); функции (обучающие, развивающие, воспитывающие); содержание деятельности (поисково-экспериментальный, констатирующий, формирующий этапы), формы (воспитательно-образовательный процесс, научно-исследовательский процесс, деятельность во внеучебное время), методы (диагностики, формирования качеств личности, организации деятельности, контроля и самоконтроля), критерии ( познавательный, эмоциональный, деятельностный и волевой компоненты) и др.
3. Пути средства формирования профессионального самоопределения студентов классического университета в процессе изучения предметов психолого-педагогического цикла включают: использование возможностей предметов психолого-педагогического цикла в формировании профессионального самоопределения студентов; формирование творческого подхода у студентов к будущей профессиональной деятельности; обеспечение влияния компонентов преподавания дисциплин психолого-педагогического цикла на формирование профессионального самоопределения студентов. Научная новизна и теоретическая значимость исследования: определены особенности формирования профессионального самоопределения студентов классического университета, которые необходимо учитывать при организации процесса формирования профессионального самоопределения студентов. выявлены и систематизированы социально-педагогические, педагогические и психологические противоречия современного образования, разрешение которых позволяет обеспечить эффективность формирования профессионального самоопределения студентов в условиях региона; разработана и экспериментально проверена на практике организационно-педагогическая модель формирования профессионального самоопределения студентов в условиях классического университета;
• определены и разработаны пути и средства формирования профессионального самоопределения студентов классического университета в процессе изучения предметов психолого-педагогического цикла;
•разработаны критерии и показатели профессионального самоопределения студентов, методика экспертной его оценки.
Практическая значимость исследования состоит в том, что выявленные в нем социально-педагогические, педагогические и психологические противоречия современной системы образования, при своем разрешении позволяют сформировать профессиональное самоопределение студентов, обеспечивают возможность осуществлять на практике процесс профессионального самоопределения личности в процессе преподавания психолого-педагогических дисциплин. Материалы анализа и методик оценки профессионального самоопределения студентов легли в основу разработанных программ и учебных пособий по формированию профессионального самоопределения студентов в условиях классического университета, которые могут быть использованы учеными, преподавателями вузов в процессе профессиональной подготовки в вузе.
Достоверность результатов исследования обеспечивается использованием системного подхода; опорой на данные современной психолого-педагогической науки; разнообразными источниками педагогической, психологической, социальной, экономической информации; целесообразным сочетанием комплекса теоретических и эмпирических методов исследования, адекватных его предмету; целенаправленным анализом реальной педагогической практики и положительного опыта; комплексным характером поэтапного педагогического эксперимента; подтверждением концептуальной непротиворечивости использования методов, соответствующих задачам и специфике этапов исследовательской работы.
Обоснованность научных результатов и выводов исследования обеспечивается сравнительным анализом данных, полученных с помощью различных независимых методов педагогического исследования, их репрезентативностью.
Апробания и внедрение результатов исследования. Ход и результаты исследования на различных этапах обсуждались на заседаниях межвузовской кафедры общей и вузовской педагогики КемГУ, конференциях, семинарах: в городах Кемерово (1996-2000 гг.), Новосибирск (1997 г.), на совещаниях, семинарах по проблемам профессиональной ориентации молодежи; материалы исследования находят свое применение при проведении практических занятий со студентами. Основные положения выдвинутой нами гипотезы, материалы, полученные в процессе исследования, нашли отражение в публикациях автора.
Диссертация состоит из введения, 2-х глав, заключения, библиографии, приложений.

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 1662
Пароль: 1662
Скачать файл.
Просмотров: 110 | Добавил: Диана33 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Октябрь 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2020 Создать бесплатный сайт с uCoz