Среда, 2020-10-28, 0:18 AM
Коллекция материаловГлавная

Регистрация

Вход
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Главная » 2014 » Октябрь » 1 » Формирование и функционирование механизма управления органами внутренних дел в современной России : Социальный и организационно-правовой
1:44 AM
Формирование и функционирование механизма управления органами внутренних дел в современной России : Социальный и организационно-правовой
Формирование и функционирование механизма управления органами внутренних дел в современной России : Социальный и организационно-правовой аспекты

Диссертация

Автор: Грицай, Герман Иванович

Название: Формирование и функционирование механизма управления органами внутренних дел в современной России : Социальный и организационно-правовой аспекты

Справка: Грицай, Герман Иванович. Формирование и функционирование механизма управления органами внутренних дел в современной России : Социальный и организационно-правовой аспекты : диссертация кандидата юридических наук : 12.00.02 Санкт-Петербург, 2000 180 c. : 61 00-12/567-1

Объем: 180 стр.

Информация: Санкт-Петербург, 2000


Содержание:

Введение
Глава 1 Правовая культура как духовный и цивилизационный феномен
§ 11 Социокультурные механизмы формообразования правосознания и правовой культуры
§ 12 Правовая ментальность и правосознание в современной культурно-исторической ситуации
Глава 2 Современный культурно-цивилизационный кризис и и горизонты правовой культуры
§ 21 Формирование правовой культуры в процессе правовой социализации и инкультурации
§ 22 Общественное мнение как фактор культурно-правового контроля в условиях цивилизационной реинституциализации
§ 23 Современные информационные технологии и перспективы правовой культуры в постиндустриальном мире

Введение:

Актуальность темы исследования. Происходящие в России коренные социальные преобразования резко расширили степень свободы человека при одновременном ослаблении социального контроля. Причем, в последние годы стало очевидным, что доминируют сейчас негативные тенденции, связанные с криминализацией страны. Многие негативные явления современной российской жизни имеют, конечно же, социальные и политические причины. Однако они определяются факторами и общекультурными, и культурно-правовыми. Построение в России открытого правового государства невозможно без преодоления нравственного и политического нигилизма граждан, без повышения культуры правосознания, укрепления культурно-цивилизационных оснований государственности.
Актуальность предлагаемой работы заключается и в ментальной и в гносеологической переориентации, переосмыслении характера цивилизаци-онного развития и поиске методов, позволяющих глубже проникнуть в сущность социокультурных процессов. Отход от формационной теории, дискуссии по вопросу об эффективности культурологического подхода к исследованию социального развития, полемика по вопросу о сущности и культурно-цивили-зационной роли права являются, на наш взгляд, выражением основополагающих проблем научной мысли в осознании характера и тенденции современных глобальных политических процессов и социокультурных сдвигов.
Это требует существенного изменения содержания философских понятий и радикальной перестройки категориальной мыслительной системы в целом, что вызывает необходимость анализа и феноменов правовой культуры и правового сознания, определения их места и роли в системе философско-культуро-логического знания в соответствии с современным уровнем цивилизационного развития России.
Актуальность предлагаемой работы развертывается в рамках проблемного поля, связанного с поисками культурно-философских контекстов и фило-софско-культурологических методов определения правовой культуры и социокультурных механизмов формирования правового сознания, сопряженных с ними таких базовых понятий как «правовая культура», «правовой менталитет», а также проблемы перехода от теоретических конструктов культурно-правового ландшафта к его практической технологизации.
Степень научной разработанности проблемы. Комплексный, междисциплинарный характер темы диссертации, включаюш,ей в себя философские, культурологические, социологические, психологические, правовые вопросы, потребовал освоения самого широкого круга источников, концепций и методологий.
Первостепенное значение при изучении данной проблематики имеют труды классиков философской, культурологической и правовой мысли: Гоббса, Локка, Руссо, Монтескье, Гегеля, Канта, Фихте, М.Вебера, В.Зомбарта, Вл.Соловьева, Б.А.Кистяковского, С.А.Котляревского, П.И.Новгородцева, Б.Н.Чичерина, И.А.Ильина и др., в трудах которых заложена традиция исследования правосознания в тесной связи с деятельной суп];ностью человека и в самом глубоком культурно-цивилизационном контексте.
Особенно активно стали разрабатываться вопросы суш;ности, структуры, относительной самостоятельности правосознания и самодостаточности правовой культуры, закономерностей их формирования, функционирования и развития, после публичного разоблачения культа личности и официального признания нарушения законности в стране в эпоху тоталитаризма. Среди работ, посвященных проблеме тоталитаризма, его культуры, идеологии, политико-правовой системы, на уровне философско-культурологического обобщения, можно выделить исследования отечественных философов А.С.Ахиезера, Л.М.Баткина, Ю.М.Бородая, Ю.Н.Давыдова, А.А.Зиновьева, К.С. Гаджиева, Л.Г. Ионина, А.И.Кравченко, В.Н. Кудрявцева, В.П. Макаренко, А.С.Панарина, В.А.Подороги, Л.К.Рыклина, В.П.Римского, В.А.Чаликовой и др.
Наиболее фундаментально проблемы правового сознания и правовой культуры раскрыты в трудах Е.В.Аргановской, Г.И.Балюк, С.А.Батовой, Н.Л.Гранат, И.И.Гвоздина, Н.Г.Кузнецова, С.Н.Кожевникова, Н.Н.Козловой, И.В.Кондакова, А.П.Лыскова, Е.Н.Маркова, Д.А. Керимова, Е.Я.Соколова, А.С.Гречина и др.
Так как правовое сознание и правовая культура являются элементами и формами духовной и культурно-цивилизационной систем, то в своей работе автор опирался на исследования в области духовной жизни и культуры Л.С.Выготского, П.С.Гуревича, В.Е. Давидовича, Г.В.Драча, Ю.А.Жданова, Э.В.Ильенкова, М.С.Кагана, А.Н.Леонтьева, Э.С.Маркаряна, В.М.Межуева, Р.Минарда, С.Л.Рубинштейна, Д.Н.Узнадзе и др.
Анализируя влияние культуры, психологии и общественного мнения на становление правовой культуры и функционирование правосознания, автор исследовал работы таких специалистов в этих областях, как американские социологи А.Лоуэлл, У.Липман, П.Лазарсфельд, отечественные философы и социологи A.A. Возьмитель, Д.П.Гавра, Б.А.Грушин, Н.С. Данакин, Л.Я.Дятче-нко, Б.А. Ерунов, О.И.Иванов, А.К.Уледов, В.Я. Ядов, и др.
Вместе с тем следует отметить, что пока еще не было специального междисциплинарного, культурологического исследования правового сознания и правовой культуры. Сегодня возникла необходимость всесторонне исследовать социокультурные условия, характер, пути, механизмы, методы и направления формирования правового сознания и правовой культуры России в ходе становления новой государственности. Все это и обусловило определение предмета, целей и задач исследования
Предметом исследования выступает социокультурная динамика становления и развития правовой культуры и правового сознания граждан России в современном культурно-историческом контексте.
Цель и задачи исследования. Основная цель диссертационного исследования заключается в культурологическом осмыслении вопроса о социокультурных основаниях и механизмах формообразования современной правовой культуры.
Для достижения поставленной цели в ходе исследования предполагается решить следующие задачи:
• Раскрыть диалектику правового менталитета и правосознания в контексте социокультурной динамики;
• Провести анализ современного состояния правосознания в культурно-цивилизационном контексте современной России;
• Рассмотреть аспекты правовой социализации и инкультурации в условиях реинституализации классической и тоталитарной системы права в посттоталитарном и постиндустриальном мире.
• Исследовать роль общественного мнения, культурных норм и ценностей как социокультурных механизмов формирования правосознания и правовой культуры;
• Определить социокультурные трансформации правосознания под влиянием новых информационных технологий в условиях постиндустриальной цивилизации;
Теоретико-методологические основы исследования. В качестве методологической базы в диссертационном исследовании выступают принципы диалектики, исторического и логического, системности и «нового» детерминизма, связанного с синергетикой, культурологические методы и методики.
Теоретическую основу исследования составляют не только труды классиков социологии, философии и культурологии (Т.Парсонс, М.Вебер, В.Зомбарт, К.Манхейм, Г.Тард, О.Шпенглер и др.), но также широко используются понятия и методы анализа социокультурных феноменов, предложенные в работах П.Бурдье, П.Лазарсфельда, У.Липмана и др. Кроме того, в работе применяются культурно-антропологические и психологические (В.Л.Васильев Л.С. Выготский, А.Н.Леонтьев, Б.Ф.Поршнев, С.Л.Рубинштейн, Д.Н.Узнадзе В.Ф. Шкуратов и др.), философские (Э.В.Ильенков, М.К.Петров, М.К.Мамардашвили) и философско-антропологические понятия и методы анализа, которые позволяют раскрыть сущность правосознания как культурно-цивилизационного и духовного феномена.
Научная новизна диссертации состоит в следующем:
• Показано, что основные закономерности функционирования и формообразования правового сознания определяются такими системообразующими факторами, как социально-правовые установки, культурно-правовые нормы и ценности;
• Проанализированы диалектическая взаимосвязь правового менталитета и правового сознания, процесс структуризации правосознания и его интеграции в целостную правовую культуру в современном российском обществе;
• Выявлен социокультурный механизм правовой социализации и инкультурации, который позволяет разработать методику и технологии правового воспитания и обучения в различных учебных заведениях и социальных институтах (органы МВД, армия и т.д.);
• Раскрыты культурно-антропологический и культурно-психологический механизм формирования правового сознания, роль культурно-цивилизаци-онных идеалов и общественного мнения в формировании и функционировании правового сознания; Исследовано влияние информационных и интеллектуальных технологий на правовую культуру, взаимосвязь информационной и правовой культуры, показана роль информационной составляющей в ценностных установках правосознания в постиндустриальном обществе.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Правовое сознание - это синтезированное восприятие сложного комплекса социокультурной и культурно-правовой реальности, составляющее существенный элемент духовного мира человека и общества. В социальной жизни правовое сознание выступает как сложное системное целое, в состав которого входят представления индивидов о праве, правовые идеи и теории, ценностно-нормативные ориентации, социально-правовые установки. В качестве системообразующего фактора, ядра правового сознания выступают социально-правовые нормы и установки, детерминированные состоянием наличной культурно-цивилизационной реальности. Субстанциональной основой механизма формирования правового сознания и правовой культуры является деятельность, понимаемая как социально и культурно-воспроизводимая система.
2. Духовная и культурная жизнь правового сознания детерминирована особенностями правового менталитета, алгоритмом его действия в координатах общественного сознания и культуры. Правовая ментальность является основанием идентичности, функционально обеспечивающей культурно-правовую автономность социума.
3. Правовая культура, создаваемая в результате правотворческой и правоприменительной деятельности, является культурно-организующим началом в правовых отношениях между различными субъектами права. Действенными механизмами целенаправленного формирования правовой культуры и общества являются правовая инкультурация, социализация и ресоциализация, задающие основные ценностно-правовые ориентиры и культурно-правовые установки.
4.0бщественное мнение является важнейшим фактором неинсти-туциализированного культурно-правового контроля в условиях открытого общества и правового государства. Как культурно-нормативный институт общественное мнение выступает в качестве особого рода социальной власти. индикатором социокультурных потребностей и интересов личности и общества.
5. Процесс перехода к информационному обществу является решающим фактором, влияющим на формирование современной правовой культуры. Использование информационных и телекоммуникационных технологий приводит к повышению общей эффективности деятельности государственного механизма, формированию открытого информационного общества, становлению новых и трансформации старых культурно-правовых институтов.
Практическая значимость диссертации состоит в следующем:
• Анализ современного состояния правосознания в российском обществе позволяет наметить практические пути выхода из культурно-цивилизационного кризиса.
• Материалы диссертационного исследования могут быть использованы в курсах и спецкурсах по культурологии, философии, социологии, психологии, теории права в разделах, посвященных проблеме культуры и правосознания как его составной части.
Апробация работы. Результаты диссертационного исследования докладывались и обсуждались на Всероссийской научной конференции «Правовая система современной России: состояние и перспективы» (Курск, март 2001 г.), на Региональной межвузовской научно-методической конференции профессорско-преподавательского состава и молодых ученых «Методологическая и мировоззренческая культура: проблемы исследования и опыт преподавания» (Белгород, апрель 2001 г.), на заседании кафедры культурологии и религиоведения БелГУ, отражены в публикациях автора.
Структура работы. Диссертационное исследование состоит из введения, двух глав, пяти параграфов, заключения и списка литературы

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 1662
Пароль: 1662
Скачать файл.
Просмотров: 175 | Добавил: Диана33 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Октябрь 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2020 Создать бесплатный сайт с uCoz