2.2. Межличностные (нетехнические) средства массовой коммуникации 76
2.2.1. Общение оратора с аудиторией 76
2.2.2. Кампания "от двери к двери" 81
2.2.3. Слухи 84
Выводы по главе 2 88
Заключение 89
Список литературы 93
Введение
Актуальность темы "Способы актуализации имиджа политика в современной прессе" обусловлена тем активным влиянием, которое фактор имиджа оказывает на формирование и функционирование политической системы. Успешность любых преобразований и реформ напрямую зависит от согласия в обществе относительно необходимости поведения данных изменений в том виде, в котором это происходит. Следовательно, надо, не вдаваясь в подробности, разъяснить массам, как саму потребность, так и ход преобразований. Иными словами, существует необходимость в создании упрощенной, легковоспринимаемой модели реформ - их имиджа.
Своим активным влиянием на политическую жизнь имидж привлекает пристальное внимание множества исследователей, стремящихся изучить его феномен, сформулировать основные принципы его построения, выработать эффективную методологию его актуализации. В 1977 году американское издательство "Гарри Абрамс" выпустило альбом "Искусство рекламы", в котором были собраны лучшие работы Джорджа Луиса - известного специалиста в этой отрасли. Среди других, в ней имеется раздел, посвященный политике. В дальнейшем эта тенденция, когда труд по имиджелогии посвящен проблеме имиджа в бизнесе, содержит лишь небольшой политический раздел либо отдельные рекомендации, касающиеся политической сферы. Пример, книги Полли Берд или Филиппы Дэвис . Другая крайность - собрание методических рекомендаций на тему "Как выиграть выборы".
В советской науке понятие "имидж", а точнее "имэдж", также было известно и применяемо в социальных исследованиях. Например, О.А.Феофанов или М.И.Скуленко рассматривали "имэдж" как основное средство психологического воздействия на потребителя с целью дифференциации однородных товаров, конкурирующих друг с другом, но исключительно в буржуазных обществах и только применительно к коммерческой сфере. Политика и выборы в связи с "имэджем" рассматривались поверхностно. В связи с советской политической системой имидж не рассматривался.
Долгое время социологи и политологи СССР не баловали вниманием предвыборные кампании. Положение изменилось лишь в 1989 году, когда впервые в истории Советского государства избиратель получил право реального выбора народного депутата СССР. Активно начали обсуждаться такие вопросы как типология избирателей, роль СМИ, стратегия и тактика партий, политических объединений на выборах. Именно организация демократических выборов и накопившийся в этой сфере опыт способствовали появлению в странах - бывших советских республиках большого количества изданий, посвященных различным аспектам проведения избирательных кампаний. Уже в конце 1989 года вышла первая обобщающая книга "Время выбора". В ней анализировались эмпирические данные и обсуждались теоретические проблемы . За 11 лет появилась не только литература методического характера (как создать собственный имидж, профессионально провести успешную избирательную кампанию), но и ряд работ аналитического обобщающего плана. Среди них - труды, написанные российскими учеными. К примеру, книги А.Ковлера "Избирательные технологии: российский и зарубежный опыт", В.Амелина, С.Устименко "Технологии избирательной кампании" и другие.
Откровенно слабым местом трудов по имиджелогии как указанных авторов, так и других, книги, монографии и статьи которых были изучены при написании данной работы, является отсутствие четких дефиниций. Г.Г.Почепцов поясняет это те, что "имидж - это гибкие понятия, а любые определения - жесткие структуры. Соединение жестких и мягких структур не возможно, я мягкое определение бессмысленно" . В тоже время он признает, что такое определение необходимо сделать в научных и учебно-методических целях.
Исходя из того, что мы изучаем влияние имиджа на политическую деятельность, в том числе, и главным образом в период выборов, в данной работе использовались предвыборные материалы кандидатов в мэры Челябинска.
Были также использованы труды специалистов по социальной и политической психологии, в частности, Г.Лебона "Психология масс" , Г.Блуммера "Коллективное сознание" и др. Кроме этого - монографии, посвященные проблеме взаимоотношений оратора и аудитории, среди которых - Н.Махонцева "Слушатель в аудитории" . Привлекались также работы, посвященные вопросам пропаганды. Среди таких необходимо отметить Е.Черняка "Химеры старого мира" , Л.Войтасика "Психология политической пропаганды" . Они поспособствовали наиболее полному анализу особенностей взаимоотношений политического деятеля и масс.
Объектом данного исследования является политический имидж как легко узнаваемый образ субъекта общественно-политических отношений, существующий в сознании социума.
Предмет - собственно внедрение имиджа в массовое сознание, его актуализация с использованием и по каналам средств массовой коммуникации для появления такой черты имиджа как узнаваемость.
Цель данной научной работы - анализ способов применения каждого из средств массовой коммуникации для внедрения имиджа в массовое сознание и его актуализации.
Достижение цели предусматривает решение ряда исследовательских задач:
1. Анализ понятия "имидж" как основы для изучения имиджа и оптимизации приемов его внедрения и актуализации.
2. Изучение принципов и законов создания оптимального имиджа.
3. Анализ особенностей применения тех или иных средств массовой коммуникации в ходе деятельности, направленной на внедрение и актуализацию политического имиджа.
Учитывая, что в период выборов политические процессы протекают более открыто, многие из методов рассматриваются через примеры избирательных кампаний. К сожалению, не во всех случаях имеется возможность проанализировать эффективность методов и приемов применения средств массовой коммуникации в период выборов. Такой анализ предполагает сравнение самих методов ведения кампании по внедрению и актуализации имиджа того или иного кандидата с итоговым результатом (результатом голосования).
Методической основой данного исследования послужили общелогические, социологические и политологические методы. Методы индукции и синтеза позволили вывести определенные закономерности и принципы из фактического материала, полученного опытным путем. Использование методов дедукции и анализа дало возможность сравнить ранее предложенные приемы создания, внедрения и актуализации имиджа с реальной практикой.
2. Адамьянц Т.3. В поисках имиджа: (Как стать телезвездой). - М.: Добрая книга, 1995. - 120с.
3. Алехина И. Имидж и этикет делового человека: Изложение спецкурса. - М.: Энн, 1996. - 126с.
4. Амелин В.Н., Левчик Д.А., Устименко С.В. Воюют надписи: Имидж кандидата и способы его актуализации / ин-т социальных и политических технологий. - М., 1995. - 44с.
5. Архангельская М.Д. Бизнес-этикет, или игра по правилам. - М.: ЭКСМО, 2002. - 160с.
6. Баева О.А. Ораторское искусство и деловое общение. Учебное пособие. - М.: Новое знание, 2002. - 368с.
7. Байхем У., Смит О.Б., Пизи М.Дж. Воспитай своего лидера. Как находить, развивать и удерживать в организации талантливых руководителей. - М.: Вильямс, 2002. - 416с.
8. Беклешов Д.В. Манеры и поведение делового человека: Деловой человек, каким он должен быть. - М.: Современник, 1993. - 215с.
11. Блэк К. Конкретный и конкурентный PR: Прямое и эффективное руководство для специалистов по PR, имиджу и рекламе. - М.: ЭКСМО, 2004. - 272с.
12. Бодуан Ж-П. Управление имиджем компании. Паблик рилейшнз: предмет и мастерство. - М.: ИНФРА-М, ИМИДЖ-Контакт, 2001. - 223с.
13. Болдинг К. Имидж. - М., 1994.
14. Борунков А.Ф. Дипломатический протокол в России и дипломатический этикет. - М.: ИНТЕРПРАКС, 1993. - 239с.
15. Браун Л. Имидж - путь к успеху. - СПб.: Питер, 2000. - 192с.
16. Бройнинг Г. Руководство по ведению переговоров: Рекомендации для успешного проведения переговоров /пер. с нем. Казанцева С.П. - М.: ИНФРА-М, 1996. - 112с.
17. Брун В., Тильке М. История костюма. - М.: Эксмо, 1996.
18. Булгари М. PiR в Интернет. Паблисити, имидж, реклама, паблик рилейшинз. - СПб.: АТА "БОЛГАР", 1999.
19. Бьюзен Т. 10 способов как стать гением. - М.: АСТ/ Астрель, 2002. - 253с.
20. Васютин А. Стратегия саморегулирования, или как стать хозяином своей жизни. - М.: Эксмо-Пресс, 2002. - 540с.
21. Венедиктова В.И. Деловая репутация: (личность, культура, этика, имидж делового человека). - М.: Ин-т новой экономики, 1996. - 208с.
22. Венедиктова В.И. О деловой этике и этикете. - М.: Фонд "Правовая культура", 1994. - 176с.
23. Вербовая Н.П., Головина О.М., Урнова В.В. Искусство речи. - М.: Искусство, 1977.
24. Гамильтон Л., Торопов Б. Искусство разговора на любую тему. - М.: Эксмо-Пресс, 2001. - 288с.
25. Гармонова А.В. Имидж политических партий и объединений в электоральном процессе: Автореф. дис. … канд. полит. наук / Вонеж. гос. ун-т. - Воронеж, 1998. - 25с.
26. Гартман К.О. Стили. - М.: Искусство, 1998.
27. Горбачева А.М. Костюм XX века.От Поля Пуаре до Эммануэля Унгаро. - М., 1996.
28. Гриндер Д., Бэндлер Р. Из лягушек в принцы /пер. с англ. - Воронеж: МОДЭК, 1994. - 207с.
29. Гудман Ф. Магические символы. - М.: Золотой век, 1995. - 300с.
41. Дэвис Ф. Личная власть. Как стать напористее и успешнее. - Изд-во: Попурри, 1997. - 352с.
42. Дэвис Ф. Полная уверенность в себе. - Минск: Попурри, 2002. - 288с.
43. Желтухина М.Р. Комическое в политическом дискурсе конца ХХ века. Русские и немецкие политики: Монография. - М.: Волгоград, 2000. - 264с.
44. Зайцев В.М. Такая изменчивая мода. - М., 1980.
45. Зиглар З. Умение добиваться успеха для "чайников". - Изд-во: Вильямс, 2004. - 224с.
46. Ивлева Э.К. Имидж и управление: (Рабочая книга руководителя). - Новосибирск, 1999. - 115с.
47. Ильин А., Кадацкий В., Никифоров К., Пихоя Л. Отзвук слова: Из опыта работы спичрайтеров первого президента России - М.: ИМА-Пресс, Группа Компаний "Никколо-М", 1999.
49. Имидж лидера: Психологическое пособие для политиков /Абашкина Е. и др.; отв. ред. Егорова-Гантман Е.В. - М., 1994. - 264с.
50. Карнеги Д. Как выработать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично; Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей; Как перестать беспокоиться и начать жить /пер. с англ. - Изд-во: Попурри, 2002.
51. Карнеги Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей. - М.: Эксмо-Пресс, 2001.
52. Каррас Ч.С. Искусство ведения переговоров. - М., 1997.
58. Кузин Ф.А. Культура делового общения. Практическое пособие.- М.: Ось-89, 2000. - 320с.
59. Кузин Ф.А. Современный имидж делового человека, бизнесмена, политика. - М.: Ось-89, 2002. - 512с.
60. Кузин Ф.А., Шакова И.В. Сделай себя сама. - М.: Ось-89, 1999. - 368с.
61. Кургинян С.Е. Ситников А.П. Россия: стратегия достоинства. Имидж и реальность страны, информационные технологии и кризисные ситуации. - М.: КГ "Имидж-Контакт", 2001.
62. Куртов А., Каган М. Охота на дракона. Размышления о выборах и политическом консультировании. - М.: Изд-во ГУ ВШЭ, 2002. - 312с.
63. Кэссон Г. Как завоевать престиж. - М.: Фаир, 1998.
64. Лаундес Л. Как влюбить в себя любого. - М.: Добрая книга, 2002. - 272с.
65. Либерман Д.Д. Как обрести уверенность в себе. - М.: АСТ, 2000. - 265с.
66. Линчевский Э.Э. Мастерство управленческого общения: руководитель в повседневных контактах и конфликтах. - СПб.: Речь, 2002. - 292с.
67. Литвак М.Е. Как узнать и изменить свою судьбу. Способности, темперамент, характер. - Ростов н/Д: Феникс, 2002. - 448с.
68. Лихачева Л.С. Школа этикета: поучения на всякий случай. - Екатеринбург: Сред.-Урал. Кн. изд-во, 1995.
69. Максимовский М.В. Этикет делового человека. - М.: Дидакт: ТОО "Эпоха", 1994. - 110с.
70. Малиновская С. Еще раз о стиле деловой женщины. Подчеркните свои достоинства // Бизнес для всех, 1999. - № 34/35. - С.14.
71. Мальханова И.А. Деловое общение. Учебное пособие для вузов. - М.: Академический проект, 2002. - 224с.
72. Манякина Е.И. Политический лидер: Процесс формирования имиджа: Автореф. дис. ... канд. полит. наук / Рос. акад. упр. Политол. центр. - М., 1994. - 22с.
73. Марченко Г.И., Носков И.А. Имидж в политике. - М.: Владос, 1997. - 208с.
80. Ниренберг Д., Калеро Г. Как читать человека словно книгу. - Баку: Сада, 1992. - 176с.
81. Ниренберг Д., Калеро Г. Читать человека как книгу. - М.: Энергия, 1990.
82. Олейник И., Лапшов А. "Плюс/минус" репутация. - М.: "Типография "Новости", 2003. - 160с.
83. Орлов Ю.М. Структура поведения (действия, акты, операции, движения). - М., 1998.
84. Орлова Е.Л. Формирование позитивного имиджа государственного деятеля: (социально-психологический аспект): Автореф. дис. ... канд. психол. наук / Рос. акад. гос. службы при Президенте РФ. - М., 1997. - 19с.
85. Панасюк А.Ю. Вам нужен имиджмейкер?: Или о том, как создавать свой имидж. - М.: Дело, 1998. - 239с.
86. Панасюк А.Ю. Формирование имиджа: стратегия, психотехнологии, психотехники. - М.: Омега-Л, 2007. - 266с.
87. Панасюк А.Ю. Я - Ваш имиджмейкер и готов сформировать Ваш профессиональный имидж. - М.: Дело, 2004. - 240с.
88. Пелих А.С., Кизимова Т.Г., Пронченко А.Г. Имидж делового человека. - М.: Приор, 1997. - 112с.
92. Пост Э. Этикет /пер. с англ. Гурвица М.М. - М.: Наука, 1996. - 616с.
93. Почепцов Г.Г. Имидж и выборы. Имидж политика, партии, президента. - Киев: АДЕФ-Украина, 1997. - 328с.
94. Почепцов Г.Г. Имидж: от фараонов до президентов: Строго воображаемых миров в мифе, сказке, анекдоте, рекламе, пропаганде и паблик рилейшнз. - Киев: АДЕФ-Украина, 1997. - 328с.
95. Почепцов Г.Г. Имиджелогия. - М.: Рефл-бук / Киев: Ваклер, 2000. - 768с.
96. Почепцов Г.Г. Имиджелогия: теория и практика. - Киев: СП "АДЕФ", 1998.
97. Почепцов Г.Г. Имиджмейкер как профессия // Почепцов Г.Г. Коммуникативные технологии двадцатого века. - М., 2000. - С.47-67.
98. Почепцов Г.Г. Имиджмейкер. Паблик рилейшнз для политиков и бизнесменов. - Изд-во: РА Губерникова, 1995. - 236с.
99. Почепцов Г.Г. Профессия: имиджмейкер. - Киев: ИМСО МО Украины, 1998.
100. Протокол и этикет для деловых людей. - СПб., 1994.
101. Райков А. Имидж как инструмент управления // Информация и бизнес, 2002. - № 2. - С.37-41.
102. Расницын В., Стрельник О. Уязвленная Россия(в поисках утраченного имиджа). - М.: Деловая книга, 2000. - 31с.
107. Россия: Стратегия достоинства. Имидж и реальность страны, информационные технологии и кризисные ситуации /под ред. Кургиняна С.Е., Ситникова А.П. - М.: КГ "ИМИДЖ-Контакт", 2001. - 558с.
108. Рыбников Н.А. Биографии и их изучение. - М., 1920. - 48с.
109. Рюкле Х. Ваше тайное оружие в общении. Мимика, жест, движение /пер. с нем. - М.: ИНФРА-М, 1996. - 280с.
110. Свергун О. Психология успеха, или Как стать хозяином своей жизни. - М.: АСТ-Пресс, 2000.
111. Сергеечева В. Как говорить убедительно. Стратегия и тактика общения. - СПб.: Питер, 2002.
127. Теппер Р. Как овладеть искусством делового письма: 250 писем и записок в помощь менеджеру /пер. с англ. - М.: ЮНИТИ, 1994. - 190с.
128. Тодоров Ц. Теории символа. - М.: Дом интеллектуальной книги, 1999. - 383с.
129. Трейси Б. 21 способ сделать карьеру. - СПб.: Попурри, 2005. - 144с.
130. Хилл Н. Вы сами способны творить чудеса. Как моделировать свою жизнь в соответствии с поставленными задачами. - СПб.: Попурри, 2004. - 192с.
131. Хилл Н. План достижения успеха. - СПб.: Попурри, 2003. - 240с.
132. Холопова Т.И., Лебедева М.М. Протокол и этикет для деловых людей. - М.: ИНФРА-М, 1995. - 336с.
133. Цветков Э. В поисках утраченного "Я". Книга-тренинг. - СПб.: Питер, 2002. - 192с.
134. Цуладзе А.М. Формирование имиджа политического лидера в условиях становления новой политической системы в России: Автореф. дис. ... канд. полит. наук / МГУ. - М., 1997. - 25с.
135. Честара Дж. Деловой этикет. Паблик рилейншз / пер. с англ. Бесковой Л. - М.: Агентство ФАИР, 1997. - 336с.
136. Чисхольм П. Уверенность в себе: путь к деловому успеху. Практическое пособие для мужчин и женщин /пер. с англ. - М.: Культура и спорт: ТОО "Русиня" 1994. - 287с.
137. Шарков Ф.И. Имидж фирмы: технология управления. - М.: Академический проект, 2006. - 272с.
138. Шепель В.М. Имиджелогия: Секреты личного обаяния. - М.: ЮНИТИ, 1997. - 391с.