Воскресенье, 2024-05-19, 1:13 AM
Коллекция материаловГлавная

Регистрация

Вход
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Главная » 2014 » Июнь » 29 » Скачать Религиозно-нравственные особенности духовной жизни русского населения региона : На материалах Хакасии. Артемова, Ирина Владимировна бесплатно
11:49 PM
Скачать Религиозно-нравственные особенности духовной жизни русского населения региона : На материалах Хакасии. Артемова, Ирина Владимировна бесплатно

Религиозно-нравственные особенности духовной жизни русского населения региона : На материалах Хакасии

Диссертация

Автор: Артемова, Ирина Владимировна

Название: Религиозно-нравственные особенности духовной жизни русского населения региона : На материалах Хакасии

Справка: Артемова, Ирина Владимировна. Религиозно-нравственные особенности духовной жизни русского населения региона : На материалах Хакасии : диссертация кандидата философских наук : 09.00.11 Улан-Удэ, 2006 135 c. : 61 06-9/228

Объем: 135 стр.

Информация: Улан-Удэ, 2006


Содержание:

Введение
1 Теоретико-методологические основы изучения духовной жизни
11 Духовная жизнь и ее многоаспектность
12 Религиозность как специфическая черта духовности
13 Моральное сознание и его функционирование в духовной жизни
2 Особенности религиозно-нравственной жизни русского населения Хакасии
21 Этническое самосознание русских в Республике Хакасия
22 Социально-философский и социологический анализ религиозно-нравственной жизни русских на рубеже XX - XIX вв
23 Ценностные ориентации духовной жизни русских в Хакасии

Введение:

Актуальность темы исследования. В современных условиях при прогрессирующем усложнении социальной жизни закономерно возрастает значение духовного фактора. Особенно это характерно для постсоветской России, которая находится в процессе социальной трансформации и модернизации. В других странах, где процессы происходящей во всем мире глобализации приводят к постепенной унификации общественного бытия, также усиливается внимание к духовной стороне общественных процессов. Нигде так непосредственно, как в духовной сфере, не выражается специфика социально-этнических общностей, населяющих ту ли иную страну, уникальность их культур. Сказанное относится ко всем этническим группам России, и, прежде всего, к русским, составляющим большую часть населения страны, ее европейской части и Сибири, где они проживают в тесном контакте с коренными народами края. Это делает актуальным исследование х, духовных процессов данной этнической общности.
Изменение общественных условий в стране повлекло перемены в религиозной и моральной жизни населения России. Возрастание внимания к исследованию морально-религиозной стороны духовных процессов было, в конечном счете, обусловлено объективными изменениями в положении религии в стране, а также существенными сдвигами в содержании морали, произошедшими в условиях постсоветского времени. В этот период в России утвердилась свобода вероисповедания, повлекшая за собой подъем интереса к религии. Также произошла смена экономического строя, что привело к изменению моральных и ценностных ориентиров населения.
На этой основе возросла актуальность исследования конкретных аспектов духовных процессов, а именно, морально-религиозных особенностей духовной жизни русского населения национальных регионов Сибири, в частности Республики Хакасия.
Степень изученности проблемы. Проблема религиозно-нравственных аспектов духовной жизни этноса является комплексной по своему характеру. Одновременно она затрагивает несколько аспектов, а потому относится к числу сложных и многомерных. Она находится на стыке нескольких гуманитарных наук: социальной философии, социологии, религиоведения, этики, истории, этнологии, культурологии. В связи с этим можно выделить группы работ, посвященных той или иной стороне указанной проблемы.
К первой группе работ относятся фундаментальные исследования, посвященные теоретическим вопросам исследования духовной жизни. Это труды советских философов-марксистов, заложивших основы диалектико-материалистического понимания духовной жизни в целом и ее отдельных феноменов. Ряд из них основательно разрабатывали общие концепции понимания духовной сферы общества. Это в первую очередь, работы А.К. Уледова1, фактически положившего начало изучению духовной сферы общества в отечественной философской науке, а также труды В.Ж. Келле, М.Я. Ковальзона, С.Ф. Анисимова и др.2.
Ко второй группе можно отнести работы, посвященные философскому анализу религии как формы общественного сознания и религиозности. В этой группе уместно выделить несколько типов работ:
1) Социально-философские исследования фундаментального характера. Здесь наиболее известны работы Ю.Ф. Борункова, Д.М. Угриновича, И.Н. Яблокова и др.3. В этих работах разрабатывались самые общие вопросы
1 См.: Уледов А.К. Вопросы методологии исследования духовной жизни социалистического общества //Методологические проблемы исторического материализма. - Барнаул, 1976. - С. 204 -206; Уледов А.К. Структура общественного сознания (Теоретико-социологическое исследование). - М.: Мысль, 1968.-324 е.; Уледов А.К. Духовное обновление общества. - М.: Мысль, 1990. - 333 с; Уледов А.К. Духовная жизнь общества: Проблемы методологи исследования. - М.: Мысль, 1980.-271 с.
2 См.: Анисимов С.Ф. Духовные ценности: производство и потребление. - М.: Мысль, 1988. -253 е.; Гырдев Д. Актуальные проблемы общественного сознания. М.: Прогресс, 1982.- 312 с.
3 Борунков Ю.Ф. Структура религиозного сознания. -М.: Мысль, 1971.- 176 е.; Угринович Д.М. О специфике и структуре религиозного сознания. // Вопросы научного атеизма. Вып. 1. / Отв. Ред. А.Ф. Окулов. - М.: Мысль, 1966. - С. 36-67.; Он же. Психология религии. - М.: Знание, 1969.- 48 изучения религиозного феномена, рассматривались категории «религии» и «религиозного сознания». Большое значение в этих трудах имеет анализ структуры религиозного сознания.
2) Социологические работы методологического и прикладного характера. Поскольку в советское время социологическое исследование религиозных феноменов было ограничено, особо значимые работы по этой теме стали появляться лишь в последние 10-15 лет. Здесь следует назвать таких авторов, как Е.А. Кублицкая, М.П. Мчедлов, Ю.Ю. Синелина, Г.Т. Телебаев, Д. Фурман и др.4 В этих работах методологические посылки иллюстрируются с помощью социологических данных. Одним из главных теоретических вопросов, решаемых данными авторами, является вопрос о критериях религиозности. При достаточно глубоком изучении религиозных процессов в России, данными авторами не уделяется внимание особенностям религиозности русского населения.
В третью группу следует включить труды, посвященные проблеме морали, морального сознания и ценностей. Среди них, прежде всего, следует выделить работы О.Г. Дробницкого, который стал в 60-х гг. XX в. ведущим специалистом по изучению философских проблем морали в отечественной науке. Он сформулировал основные этические категории, выдвинул ряд методологических положений, которые и сегодня остаются актуальными5. Кроме того, к данной группе следует отнести таких авторов, как В.И. Гарадс.; Он же. Философские проблемы критики религии. (О специфике религии и ее месте в общественном сознании). - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1965. - 349 с.
5 См.: Дробницкий О.Г. Моральная философия: Избранные труды. - М.: Гардарики, 2002. - 523 е.; Он же. Моральное сознание и его структура //Вопросы философии. - 1972. - №2. - С. 31-42; Он же. Проблема ценности и марксистская философия //Вопросы философии. - 1966. - №7. -С. 33жа, А.А. Гусейнов, Р.В. Петропавловский, А.И. Титаренко, В.Н. Шердаков и др6. Данными авторами разрабатывались общетеоретические вопросы изучения морали, но за пределами их внимания остались проблемы прикладного исследования морального сознания различных социальных групп, в том числе этнических.
Четвертую группу работ составляют исследования, посвященные вопросам этничности и этнического самосознания. Это очень обширный пласт работ, поэтому следует назвать лишь наиболее фундаментальные из них. В 1970-х годах основополагающие труды по проблемам этничности принадлежат перу Ю.В. Бромлея, который считается основателем отечественной теории этноса7. С начала 1990 -х годов проблема этничности и этнического самосознания разрабатывается следующими отечественными авторами: С.А. Арутюнов, Б.Е. Винер, М.Н. Губогло, J1.M. Дробижева, И.Ю. Заринов, В.И. Козлов, Н.М. Лебедева, С.Е. Рыбаков, Н.Г. Скворцов, Г.У. Солдатова, В.А. о
Тишков, С.В Чешко и др . Данными исследователями активно внедрялись достижения западной науки в теории этничности. Некоторые из них пересматривают традиционные трактовки понятий «этнос», «этничность», «этническое самосознание» и «этническая идентичность». В этих трудах актуализируется необходимость изучения русского этноса и обращается внимание на специфику этнических процессов в различных регионах России.
44.; Он же. Проблемы нравственности. - М.: Наука, 1977 - 333 е.; Он же. Структура морального сознания //Вопросы философии. - 1972. - №6. - С. 51 - 62;
7 См.: Бромлей Ю.В, Очерки теории этноса. - М., 1988 и др.
Особую группу работ в отечественной литературе составляют труды исследователей Бурятии (В.И Антонова, Г.И. Балханова, В.И. Затеева, И.И. Осинского, А.Н. Постникова, Ю.Б. Рандалова, Ю.А. Серебряковой и др.)9, а также ученых Хакасии (JI.B. Анжигановой, В.Н. Асочаковой, А.А. Верника, и др.)10- Этими исследователями подробно изучены вопросы этничности и этнического самосознания населения в национальных регионах страны, что, безусловно, важно для диссертационного исследования. Тем не менее, работы, посвященные русскому населению Хакасии, носят, как правило, исторический характер, и до сих пор не было исследований социально-философского плана.
Среди работ западных ученых особое место занимают труды социально-антропологического характера, в которых разрабатываются проблемы этнологии. Это работы Б. Андерсона, Ф. Барта, Р. Бурдье, Э. Геллнера, Г. Ван дер Берга, К. Гирца, Д. Ранкур-Лаферьера, Дж. Ротшильда, Э. Смита и др11. Данными авторами, поднимаются вопросы, касающиеся разных этнологических проблем, в том числе специфики этнического самосознания русских.
В целом, конкретные разработки в области исследования религиозных и нравственных особенностей духовной жизни русского этноса, носят фрагментарный характер. Как правило, в литературе рассматривались отдельные аспекты данной проблемы. Слабо изучена взаимосвязь ценностных установок отдельной этнической группы региона с религиозностью и
Реквием по этносу: Исследования по социально-культурной антропологии. - М.: Наука, 2003. -544 с.
9 См.: Русские в Бурятии: история и современность /Отв. ред. В.И. Затеев. - Улан-Удэ: Изд-во Бурятского университета, 2002. - 578 е.; Серебрякова Ю.А. Философские проблемы национального самосознания и национальная культура. - Улан-Удэ, 1996;
10 См.: Верник А.А. Источники по истории этнографии русского старожильческого населения юга Приенисейского края середины XIX в. //Хакасия в XX в.: хозяйственное и социальное развитие. -Абакан: Изд-во ХакНИИЯЛИ, 1995. - С. 160 -174. См.: Андерсон Б. Воображаемые сообщества. Размышления об истоках и распространении национализма. - М.: «КАНОН - пресс-Ц», 2001. .; Геллнер Э. Нации и национализм. - М., Ладомир, 1994.; Ранкур-Лаферьер Д. Россия и русские глазами американского психоаналитика: В поисках национальной идентичности. - М.: Ладомир, 2003; Смит Э. Национализм и модернизм: Критический обзор современных теорий наций и национализма. - М.: Праксис, 2004 и др. моральными стандартами ее представителей. Это делает необходимым дополнительное исследование указанных вопросов.
Объектом исследования является духовная жизнь русского населения национального региона (Хакасии).
Предметом исследования выступают религиозно-нравственные особенности духовной жизни русского населения Хакасии.
Цели и задачи исследования. Цель диссертационной работы состоит в исследовании особенностей религиозно-нравственной жизни и ценностных ориентаций русского населения Хакасии, а также специфики их этнического самосознания.
Данная цель определила постановку и решение следующих задач:
• рассмотреть теоретико-методологические особенности изучения духовной жизни общества;
• проанализировать категории «религиозное сознание» и «религиозность»;
• раскрыть специфику функционирования морального сознания в обществе;
• дать характеристику категории «этническое самосознание» и выявить специфику его проявления у русского населения Хакасии;
• исследовать особенности религиозно-нравственных установок русских в Хакасии и их ценностные ориентации.
Гипотеза исследования: в современных условиях в духовной жизни русского населения национального региона особое значение приобретают его религиозно-нравственные установки, а также проблемы развития этнического самосознания. По основным показателям этноидентификационные, религиозно-нравственные и ценностные установки русских в Хакасии повторяют общероссийскую тенденцию.
Теоретико-методологическая основа исследования. Теоретическую базу исследования составили фундаментальные труды отечественных и западных ученых и философов. Прежде всего, это работы А.К. Уледова и
С.Ф. Анисимова посвященные исследованию духовной жизни общества, труды О.Г. Дробницкого по проблемам морали. Кроме того, важное значение для диссертационного исследования имели работы Д.М. Угриновича, Д. Фурмана, М.П. Мчедлова, в которых разрабатывались вопросы религии и религиозности, а также труды JI.M. Дробижевой и С.Е. Рыбакова, посвященные проблемам этнического самосознания.
Теоретико-методологическую основу диссертации составили общенаучные принципы объективности, а также системного анализа, историзма, структурно-функционального подхода. В процессе написания диссертационной работы также использовались общенаучные методы индукции, дедукции, анализа и синтеза.
Эмпирическая база исследования. При исследовании религиозно-нравственных особенностей духовной жизни русских в Хакасии диссертант для подкрепления теоретического анализа и обобщений использовал данные социологических исследований, проведенных 1) под руководством научного руководителя в 2003 году; 2) самим автором в апреле 2005 г. Оба исследования проводились методом анкетирования. Выборочные совокупности респондентов отвечали требованиям репрезентативности. Объем выборки при первом обследовании составил 500 человек, при втором - 385 единиц. В качестве респондентов выступали русские жители городов и сел республики Хакасия12.
Основные положения, выносимые на защиту: 1. Духовная жизнь общества представляет собой целостный феномен и является наиболее широким понятием из всех, обозначающих духовную сферу общества. Она не сводима ни к общественному сознанию, ни к духовной культуре. Наиболее концентрировано она проявляет себя в религиозном и моральном сознании.
12 См.: Итоги социологического исследования "Русские в Хакасии", проведенного исследоатель-ской группой кафедры философии БГУ в 2003 г.; См также: «Итоги социологического исследования "Религиозно-нравственные установки русского населения Хакасии", (апрель 2005 г.).»
2. При определении характера религиозности, под которой понимается, прежде всего, состояние сознания и поведения отдельного верующего или группы людей, важна самоидентификация респондента.
3. Русские в Хакасии выстраивают свою этническую идентичность через общегражданскую. Язык, религия и культура не выступают в качестве этнических разделителей.
4. Основные показатели религиозной жизни русских в Хакасии в целом совпадают с общероссийской тенденцией. Уровень морального сознания русских в Республике Хакасия является высоким. Характер изменений моральных ценностей также совпадает с общероссийской тенденцией.
5. Иерархия духовных ценностей русских в Хакасии достаточно тради-ционна. В связи со стабилизацией общественной жизни инструментальные ценности постепенно уступают место традиционно-личностным. Влияние религиозности на моральное сознание и ценности является преувеличенным.
Научная новизна работы заключается в следующем:
• на основе обобщения и анализа теоретических подходов к исследованию духовных феноменов было уточнено понятие «духовная жизнь» и раскрыта его структура;
• проанализированы категории «религиозное сознание» и «религиозность», сформулирована типология религиозности;
• раскрыта специфика функционирования морального сознания в обществе и рассмотрены подходы к его изучению;
• на основе анализа литературы уточнены понятия «этническое самосознание» и «этническая идентичность», специальному исследованию подвергнуто изучение этнического самосознания русских в Хакасии;
• исследованы и проанализированы особенности религиозно-нравственных установок и ценностных ориентаций русского населения Хакасии.
Теоретическая значимость работы. Автором проанализированы основные подходы к пониманию духовной жизни общества, существующие в философии, социологии и других гуманитарных науках. Сформулированы основные определения, соответствующие современному уровню социально-философского знания о роли духовных факторов в развитии. В исследовании диссертантом определены принципы типологизации населения по конфессиональному признаку, осмыслены общие тенденции и перспективы духовной жизни русского населения Хакасии.
Практическая значимость работы. Изучение религиозно-нравственных аспектов духовной жизни русских представляет практический интерес в силу нескольких причин. Во-первых, значимость работы обусловлена самим фактом важности рассматриваемой темы в контексте современных трансформаций и процессов глобализации, стимулирующих рост внимания к проблемам отдельных этносов. Во-вторых, материалы диссертации могут иметь важное значение для анализа этнических процессов, протекающих в регионе, понимания особенностей и характера межэтнического взаимодействия. В-третьих, полученные в ходе исследования эмпирические и теоретические позволяют получить достоверную информацию о религиозных процессах, характерных для русских Хакасии, и о связях этих процессов с моральными установками и этническими особенностями русского населения региона. Анализ морально-религиозных ценностей русских Хакасии позволяет глубже понять и оценить сущность протекания процесса социальной трансформаций в современной России.
Материалы и результаты диссертационного исследования также могут найти применение в общетеоретических и специальных вузовских курсах социальной философии, этносоциологии, социологии религии, социологии морали, культурологии.
Апробация работы. Материалы и выводы диссертационного исследования были представлены в виде докладов и обсуждены на межрегиональной научно-практической конференции «Власть и общество» (октябрь 2003 г., Абакан), и на Байкальской международной конференции «Образование и глобализация» (сентябрь 2004 г. Улан-Удэ).
Структура работы. Структура работы определялась задачами, стоящими перед исследователем. Диссертация состоит из введения, двух глав, включающих шесть параграфов и заключения. К работе прилагается список источников и библиографический список.

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 1662
Пароль: 1662
Скачать файл.
Просмотров: 283 | Добавил: Диана33 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Июнь 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024 Создать бесплатный сайт с uCoz