Воскресенье, 2024-05-19, 1:38 AM
Коллекция материаловГлавная

Регистрация

Вход
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Главная » 2014 » Сентябрь » 4 » Скачать Психологические условия становления представлений о времени у младшего школьника. Луцковская, Софья Димовна бесплатно
1:46 AM
Скачать Психологические условия становления представлений о времени у младшего школьника. Луцковская, Софья Димовна бесплатно
Психологические условия становления представлений о времени у младшего школьника

Диссертация

Автор: Луцковская, Софья Димовна

Название: Психологические условия становления представлений о времени у младшего школьника

Справка: Луцковская, Софья Димовна. Психологические условия становления представлений о времени у младшего школьника : диссертация кандидата психологических наук : 19.00.07 Москва, 2000 132 c. : 61 01-19/192-1

Объем: 132 стр.

Информация: Москва, 2000


Содержание:

Глава 1 Основные характеристики объективного времени и их взаимосвязь с психологическими представлениями о времени
11 Объективное время и гуманитарное понимание времени: различие и взаимосвязь
12 Изучение становления основных временных характеристик у человека
13 Обзор важнейших культурно-исторических представлений, понятий и образов в культуре человечества
Глава 2 Характеристика представлений младшего школьника об основоных параметрах времени
21 Методы выявления представлений детей об основных характеристиках времени
22 Метод беседы как основной способ работы с языковым сознанием учащихся
23 Обучающий групповой эксперимент, направленный на выявление представлений о последовательности
24 Организация групповой работы учащихся по осознанию синхронных процессов во времени
Глава 3 Становление представлений об основных характеристиках объективного времени в процессе личностно-ориентированного образования
31 Методические приёмы обучения детей ориентации во времени, используемые в начальной школе
32 Организация мотивирования младших школьников к изучению объективного времени Олицетворение времени
33 Становление основных характеристик времени в процессе личностно-ориентированного образования
34 Опредмечивание времени с помощью часов и календаря Модель № 1 Календарная матрица Модель № 2 Моделирование цепи моментов времени
35 Чувственная ткань образа течения времени Модель №
3 -песочные часы

Введение:

Общая характеристика исследования Диссертация посвящена изучению становления представлений о времени младших школьников.Актуальность исследования обусловлена тем, что в окружаюш;ем человека мире происходят существенные системные изменения. Появление глобальных проблем связано с неизбежной координацией и синхронизацией культурных, экономических и политических процессов в масштабах, сопоставимых с биосферными процессами, где четко проявляется связь пространственных и временных параметров. Время является ресурсом человека для адаптации к современным условиям его существования. При этом неизбежна смена картины мира в сознании человека, овладение представлениями о собственном хронотопе, когда будет осознана необходимость развить и изменить собственное восприятие времени, обрести навык мышления во временных шкалах различных размерностей. (А.А.Бодалёв, Д.Н.Кавтарадзе, Н.А.Хренов и др.) Процесс смены картины мира, овладение временными представлениями на качественно новом уровне нуждается во включение разномасштабных явлений реальности в учёт собственных интересов как во времени, так и в пространстве.Обучение времени требует личных действий (Д.Н.Кавтарадзе).Обращению с временным ресурсом необходимо учить на протяжении всего периода обучения, включая начальную школу, поскольку именно тогда современная картина мира будет складываться в сознании ребёнка своевременно и гармонично.Наше исследование посвящено выделению внутри категории времени тех его базовых характеристик, которые позволяют систематизировать представления ребёнка об окружающем мире и использовать их в образовательной практике. Рассматриваемые нами характеристики времени, представленные в виде основных моделей, репрезентирующих объективное время, обеспечивают их понимание младшими школьниками.Современная наука уходит от междисциплинарной раздробленности, стремится к целостному описанию мира. В связи с этим педагоги и психологи ищут пути оптимизации образовательного процесса, обеспечивающего изучение интегрированных областей знания. Подобная интеграция возможна на базе универсальных категорий описания мира, каковыми являются пространство и время. Соотнесение "научного" и "учебного" знания перманентно, что позволяет образованию выполнять функцию познания как отражения объективного мира через его научное описание (И.С.Якиманская).Произошедшие в науке и общественном сознании изменения необходимо отразить в образовательных программах с первых лет обучения, поскольку в начальной школе закладываются основы дальнейшего образования. Действующие образовательные программы не рассматривают время как универсальную научную категорию, а лишь фиксируют с помощью обыденного описания основные временные промежутки. Использование измерительных приборов формирует в сознании школьников пространственновременной континуум. Однако неопределённость временных представлений о границах событий требует более чёткого культурного моделирования и ознакомления с базовыми характеристиками временных отношений уже в начале обучения в школе.Проблема исследования состоит в том, что время, как основополагающая категория бытия, пронизывает все аспекты жизни, но, имея неопределённые границы, представляет большие сложности для понимания. Важно выяснить, каким образом сложную систему понятий, характеризующую объективное время, можно сделать доступной и личностно значимой для младших школьников, в каких условиях организации их совместной жизнедеятельности можно обеспечить знакомство с основными характеристиками времени.Универсальный характер времени как объективной категории требует специальных исследований по изучению психологических механизмов овладения детьми этой научной области знаний через включение субъектного опыта ребёнка ориентации во времени, накопленного им до школы.Методологической основой исследования является философская концепции социальной детерминации познания, основа которой заложена Аристотелем, Г.Гегелем, И.Кантом, К.Марксом, М.К.Мамардашвили; продолжена в психологических исследованиях Л.С.Выготского о социальной обусловленности развития как организации жизненного пути ребёнка; концепция личностной организации времени К.А.Абульхановой-Славской, основанной на субъектной парадигме Л.Рубинштейна. На этой базе были выполнены теоретико-эмпирические исследования, направленные на построение различных интегральных моделей познания, преодолевающих противопоставление субъективного и объективного времени, что было предметом обсуждения в исследованиях П.Жане, Ш.Бюлер, Ж.Пиаже, К.Левина, И.М.Сеченова, Д.Г. Элькина и др.При разработке образовательной практики мы основывались на концепции личностно-ориентированного образования, согласно которой овладение научными знаниями должно осуществляться через активное включение субъектного опыта ребёнка (И.С.Якиманская).Важно выявить условия, обеспечивающие становление представлений об объективном времени у младшего школьника, при этом следует иметь в виду, что в субъектном (речевом и предметном) опыте детей до школы уже накапливается большой запас знаний о различных параметрах времени. Следует определить возможности их перевода в научные знания.Цель нашей работы - разработать психолого-педагогические условия, позволяющие младшим школьникам овладеть категорией времени в виде обобщенного понятия и пользоваться им как универсальным инструментом, независимо от того, каким конкретным содержанием оно выражено. Для достижения этой цели в работе использованы три базовые характеристики времени.1. Последовательность, характеризующая непрерывное суш;ествование одного явления, события за другим.2. Длительность, определяемая как продолжительность, протяженность одного явления (события) во времени. • Синхронность, понимаемая в двух значениях: как состояние взаимосвязанных явлений, их системы в определённый момент развития и как осуществление различных состояний одновременно, совпадение их во времени [С.И.Ожегов].Объект исследования - особенности представления о времени у младших школьников.Предмет исследования - психолого-педагогические условия, способствующие осознанию младшими школьниками основных представлений о времени и овладению ими способами построения календарной матрицы, в которой заложено культурное представление о последовательности, длительности и синхронности.Гипотеза исследования: заключается в предположении о том, что становление представлений об объективном времени в младшем школьном возрасте должно протекать в особых психолого-педагогических условиях, отвечающих ценностям личностно-ориентированного обучения. Целью создания этих условий является понимание младшими школьниками того, что они со=организуют (синхронизируют) себя с другими людьми, действиями и предметами во времени по последовательности и по длительности со=бытия. Для этого они должны овладеть: • языком описания информации о времени, • способами репрезентации последовательности, длительности и синхронности в современных приборах (часах) и календарной матрице.Для проверки гипотезы были определены следующие задачи исследования: • изучить особенности представлений дошкольников относительно последовательности, длительности, синхронности на материале дневников наблюдений за развитием детей; • разработать методику экспериментального выявления временных представлений детей 6-7 лет в отношении основных категорий времени; • разработать систему психолого-педагогических условий, обеспечиваюш;их переход от неструктурированного у дошкольника опыта жизнедеятельности, связанной с ориентацией во времени, к культурной норме представлений о счислении времени с использованием современных средств.Методы исследования. В работе использовались методы описательной психологии, ориентированной на ценности гуманитарного знания, (В.И.Слободчиков, Е.И.Исаев), а именно: • диалогическая беседа обеспечивающая выявление у детей представлений об основных храктеристиках времени; • групповой обучающий эксперимент, направленный на становление представлений детей об основных характеристиках времени; • систематическое включенное наблюдение за взаимодействием учеников и учителя в личностно-ориентированном образовании, • моделирование как способ репрезентации объективных временных характеристик в различного типа часах (песочных, циферблатных), а также календарной матрице.Кроме того, использовался • междисциплинарный теоретический анализ литературы; • анализ действующих программ, в которых задаётся и используется категория времени, а также • качественный и количественный анализ полученных данных.Положения, выносимые на защиту: В личностно-ориентированном образовательном процессе младшие школьники могут овладеть способом построения календарной матрицы, отражающей культурное представление о времени в его основных характеристиках: последовательности, длительности, синхронности.Усвоение детьми категории времени возможно при овладении ими трёх моделей репрезентаций временных представлений, выражющих линейное и циклическое время (на циферблатных часах), интервальный характер времени и календарную сетку дат в годовом цикле.Учитывая сложность построения и усвоения детьми моделей линейного и циклического времени (циферблатные часы), организация учебного материала должна включать проработку лексики, описывающей пространственную направленность отсчета времени. Лексическое описание должно задавать все необходимые определения, обеспечивающие точность считывания информации о времени.Дети могут осознавать, что они со^организуют себя с другими людьми, действиями и предметами по длительности и последовательности со=бытия. На этой основе складывается умение распределять свои действия и определять возможность синхронного взаимодействия. Внимание к точности передачи информации о времени в этом возрасте становится возможным посредством организации групповой работы.Выявление имеющихся в субъектном опыте детей представлений о времени, перевод их в систему понятийных категорий возможно при создании психолого-педагогических условии, адекватных целям и ценностям личностноориентированного обучения.Научная новизна и теоретическая значимость исследования: • показана принципиальная возможность полноценного формирования базовых характеристик категории времени в младшем школьном возрасте, • созданы три основные модели описания категории времени: последовательности, длительности, синхронности; разработаны средства их репрезентации младшими школьниками, • выявлены особенности понимания детьми этого возраста синхронности как со=бытийности по последовательности и по длительности проживания школьной жизни с использованием материала учебных предметов, • доказана возможность того, что младший школьник способен выразить представления о базовых параметрах времени с помощью модельных и языковых средств.Практическое значение исследования заключается в • разработке автором личностно-ориентированной образовательной программы "Я и моё время", создающей оптимальные условия становления обобщённых представлений о времени у детей дошкольного и младшего школьного возраста; • создании системы занятий, которые могут быть использованы для развития у детей этого возраста мышления, речи, а также рефлексивных и коммуникативных навыков общения в процессе овладения основными категориями времени.Эмпирическая база исследования: Исследование проводилось в начальной школе № 734 научнопедагогического объединения "Школа самоопределения" в 19962000 гг.Для экспериментальной работы был выбран первый класс (22 человека). В качестве контрольной группы были привлечены дети параллельных классов (общее число испытуемых 60 человек).Обучающая среда была предметно и социально жестко не ориентирована, но преследовала задачу раскрытия индивидуальности каждого ребёнка (И.С.Якиманская). У детей этого возраста картина мира ещё не раздроблена по предметному содержанию, что позволяет работать с универсальными характеристиками времени такими как синхронность, последовательность и длительность.Апробация результатов исследования: материалы исследования рассматривались на заседаниях отдела личностно-ориентированного образования ИПИ РАО (г.Москва, 1996-2000 г.); докладывались на конференции молодых ученых "Воспитание и развитие личности: теория и практика конца XX века", (г. Москва, 1998); на научной сессии Института педагогических инноваций РАО (г. Москва, 2000); при реализации проекта личностноориентированого обучения и его психологического обеспечения (1996-2000г.г.); использовались на обучающем семинаре для учителей и щкольных психологов на базе Центра социальнопсихологической адаптации детей и подростков "Генезис", 13-15 июня 2000г., (г. Москва, 2000).Внедрение.Все практически значимые результаты исследования используются: • Для обучения младших школьников в начальных классах Научно-педагогического Объединения "Школа Самоопределения", в прогимназии № 1513, в "Лицее Троице-Лыково", в частной школе "Интеграция XXI век", частной школе "Европейская гимназии", в интернате № 38 г. Москвы, в средней школе "Заветы Ильича" Пушкинского р-на Московской области.Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечена междисциплинарным теоретическим анализом литературы, комплексом специально разработанных методик, проведённой опытно-экспериментальной работой с участием 60 человек, широкой апробацией полученных результатов в различных образовательных ситуациях.Основные идеи и результаты исследования отражены в шести публикациях.

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 1662
Пароль: 1662
Скачать файл.
Просмотров: 236 | Добавил: Диана33 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Сентябрь 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024 Создать бесплатный сайт с uCoz