Суббота, 2024-05-18, 4:47 PM
Коллекция материаловГлавная

Регистрация

Вход
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Главная » 2014 » Август » 11 » Скачать Педагогические условия адаптации воспитанников детских домов к учебной деятельности в школе. Лосева, Светлана Вадимовна бесплатно
6:04 AM
Скачать Педагогические условия адаптации воспитанников детских домов к учебной деятельности в школе. Лосева, Светлана Вадимовна бесплатно
Педагогические условия адаптации воспитанников детских домов к учебной деятельности в школе

Диссертация

Автор: Лосева, Светлана Вадимовна

Название: Педагогические условия адаптации воспитанников детских домов к учебной деятельности в школе

Справка: Лосева, Светлана Вадимовна. Педагогические условия адаптации воспитанников детских домов к учебной деятельности в школе : диссертация кандидата педагогических наук : 13.00.01, 13.00.07 Челябинск, 2000 171 c. : 61 01-13/421-4

Объем: 171 стр.

Информация: Челябинск, 2000


Содержание:

ВВЕДЕНИЕ
Глава
I ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ АДАПТАЦИИ ВОСПИТАННИКОВ ДЕТСКИХ ДОМОВ К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ И ПРАКТИКЕ
11 Ретроспективный анализ состояния проблемы в педагогической теории и практике
12 Особенности учебно-воспитательного процесса в детском доме
13 Модель управления процессом адаптации воспитанников детских домов к учебной деятельности в школе
Выводы по первой главе АДАПТАЦИИ ВОСПИТАННИКОВ ДЕТСКИХ ДОМОВ В
Глава
II АПРОБАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЕ
21 Технологическая характеристика организации опытноэкспериментальной работы
22 Методика организации процесса адаптации старших дошкольников, воспитанников детских домов, к учебной деятельности
23 Подведение итогов и интерпретация результатов исследования
Выводы по второй главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ И ЦИТИРУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ

Введение:

В условиях перехода нашего общества на новые социально- экономические отношения, существенно меняется его структура, все более очевидным становится имущественное расслоение людей. Одним из следствий социально-экономических потрясений является социальное сиротство. В категорию социальных сирот входят дети, оставшиеся без попечения родителей, дети из семей, лишенных родительских прав, дети-жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов. Именно они составляют в настоящее время основной контингент системы учреждений государственного общественного воспитания (детских домов, домов интернатов, домов ребенка, школ-интернатов, домов призрения малолетних детей и т.д.). Главными причинами подобного явления в России являются лишение родителей родительских прав, отказ родителей от воспитания ребенка, пребывание родителей в местах заключения (Л.И. Кеундозерова, 1999). Лишь у 3 детей-сирот родители-инвалиды или они умерли, следовательно, 97 детей-сирот в России это социальные сироты. Государства, принявшие обязательства по реализации Конвенции о правах ребенка и Всемирной декларации об обеспечении выживания и развития детей, обязаны предоставить условия для полноценного образования и развития воспитанников детских домов. В статье 20 данной Конвенции провозглашено, что подготовка к самостоятельной жизни детей, утративших родительскую опеку, требует усиленного внимания со стороны государства и общества: «Ребенок, который временно или постоянно лишен семейного окружения или который в его собственных наилучших интересах не может оставаться в таком окружении, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемую государством. Адаптация воспитанников детских домов к новым условиям быта, со_4- циального окружения на начальных этапах обучения в школе находится в ряду остро социальных психолого-педагогических проблем в силу существенных различий в подготовке старших дошкольников к обучению в школе, которые характерны для детей, воспитывающихся в нормальной семье и дошкольников лишенных родительского попечения (27, с. 122). Проблема адаптации старших дошкольников к режиму работы начальной школы и учебной деятельности в трудах отечественных ученых рассматривается на биологическом, психолого-педагогическом, социальном уровнях. Работы П.К. Анохина, Н.П. Бехтеревой, Л.С. Выготского, А.Р. Лурия, Ф.З. Меерсона, Д. Узнадзе и других явились научно-методической основой раскрытия сущности адаптации, как общебиологического свойства высокоорганизованных живых систем. Психологические и психолого-педагогические аспекты адаптации детей к учебной деятельности получили развитие в трудах В.П. Кащенко, П.П. Блонского, Л.С. Макаренко, С Т Шацкого, К.Д. Ушинского, В.А. Сухомлинского и др. Значительное влияние на разработку проблемы адаптации детей к учебной деятельности оказали работы ученых, в которых рассматриваются ведущие идеи развития различных сторон личности (Ш.А. Амонашвили, А.С. Белкин, Л.С. Выготский, Л.Н. Галигузова, В.В. Давыдов, Дж. Дьюи, С Ю Мещерякова, А.Я. Наин, Ж. Пиаже, Д.Б. Эльконин и др.). Проблемы, связанные с социальной адаптацией детей и подростков при вхождении в мир взрослых разрабатывались зарубежными учеными. В их ряду находятся Фребель, Маслоу, Ф. Арнес, М.М. Айшенвуд, Р.Г. Баярд, Д. Баярд, К. Гехт, М. Джеймс, Д. Добсон, М. Раттер, К. Ренкер, Матейчик, А. Фрейд, И. Лангмейер, Д. Боулби и др. В скобках дается ссылка на источник, подробное название которой указано в библиографическом списке диссертации. Первая цифра в скобках означает порядковый номер источника, а вторая цифра после запятой указывает место в источнике (страницу). При ссылке на несколько источников между цифрами ставится точка с запятой. Актуальность проблемы адаптации старших дошкольников- воспитанников детских домов к учебной деятельности в начальной школе возрастает в условиях жизни современного общества, в котором реальное и социальное сиротство детей-дошкольников приобретает угрожающие размеры. Сегодня именно социальные сироты составляют основной контингент государственной поддержки детства. У детей старшего дошкольного возраста воспитанников детских домов, замедляется формирование соответствующего возрасту, уровня развития ведущего типа деятельности. Это естественно отражается на формировании личности ребенка. Дети, воспитывающиеся вне семьи, не имеют четко обозначенных предпосылок для перехода от одного ведущего типа деятельности к другому. Воспитанники детских домов, как отмечает Е.А. Бугрименко, оказываются не готовыми к школьному обучению. Наиболее значительные трудности возникают в процессе адаптации на начальных этапах школьного обучения (25, с. 36-41). Ретроспективный анализ литературы по проблеме адаптации старших дошкольников к обучению в школе (44; 67; 79; 88; 91; 107; 165; 214; 215), изучение опыта работы детских домов по подготовке детей к систематической образовательной деятельности показывает, что нарастающий поток социальных сирот, лишенных родительского попечительства не вызывает адекватных сдвигов в общественном сознании. Из отмеченного вытекает явное противоречие между потребностью общества и государства к гуманизации воспитания детей, социальных сирот и недостаточной разработанностью педагогических условий эффективной адаптации ребенка в реальном социуме начального школьного образования. Существенное противоречие возникает и между сложившимися в начальной школе традиционными приемами активизации учебнопознавательной деятельности в период адаптации младших школьников к новому для них школьному режиму и свойственными для дошкольников детобских домов, приемами воспитания и обучения (отсутствие родительской ласки и внимания к каждому ребенку; унификация режима жизнедеятельности; приоритет функций контроля перед индивидуально-личностным воспитанием и др.). Решающее значение в преодолении названных противоречий приобретает создание необходимых педагогических условий для ускорения процесса адаптации воспитанников детских домов к новым условиям жизнедеятельности. Одним из этих условий является подход к воспитаннику детского дома как к субъекту образовательного процесса. Это особые лично-межличностные отношения учителя и воспитанника детского дома, в которых учитываются личностные задатки и способности, потребности мотивации школьника к обучению. Из отмеченных противоречий вытекает проблема исследования, сущность которой заключается в определении педагогических условий эффективной адаптации старших дошкольников-воспитанников детских домов к учебной деятельности на этапе перехода от дошкольного к школьному возрасту. Недостаточная теоретическая разработанность проблемы и ее большая практическая значимость побудили нас избрать тему исследования «Педагогические условия адаптации воспитанников детских домов к учебной деятельности в школе». Цель исследования определить педагогические условия адаптации дошкольников-воспитанников детских домов к обучению в школе. Объект изыскания процесс адаптации воспитанников детских домов. Предмет исследования педагогические условия адаптации воспитанников детских домов к учебной деятельности в школе, как средства их социальной защиты. Концептуальная идея изыскания отражается в следующей гипотезе. Эффективность процесса адаптации воспитанников детских домов к учебной деятельности в школе может быть достигнута, если: _7- а) адаптация воспитанников детских домов к учебной деятельности в школе рассматривается как целостный процесс, который осуществляется во взаимосвязи с социальной защитой и является ее важнейшей составляющей; б) создана открытая образовательная среда, рассматриваемая как важнейшее условие, обеспечивающее возможность воспитанникам адаптироваться к учебной деятельности в школе; в) осуществляется пролонгированная диагностика, направленная на выявление у воспитанников проблем в обучении, развитии, состоянии здоровья и готовности к школьной учебной деятельности; г) практико-ориентированные содержание, формы и методы адаптации воспитанников детских домов направлены на приобретение продуктивного опыта будущей учебной деятельности. В соответствии с выдвинутой целью и гипотезой определены основные задачи исследования. 1. Раскрыть характерные особенности формирования познавательной деятельности дошкольников-воспитанников детских домов, определяющих нормальное протекание адаптационного периода к обучению детей в школе. 2. Определить педагогические условия эффективной адаптации детей к систематической учебной деятельности как средства их социальной защиты. 3. Разработать практико-ориентированные содержание, формы и методы адаптации воспитанников детских домов, направленные на приобретение продуктивного опыта учебной деятельности. 4. Обобщить результаты исследования и разработать научнопрактические рекомендации по проблеме адаптации воспитанников детских домов к учебной деятельности в начальной школе. Методологической основой исследования являются философские и психолого-педагогические концепции о сущности личности ребенка и роли социальной среды в ее становлении, концепция гуманизации образовательного процесса и вытекающие из нее системы развивающего обучения (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, Б.С. Гершунский, А.В. Занков, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др.). Системный подход к содержанию и оценке результатов образовательного процесса (В.Г. Афанасьев, Л. Фон Берталанфи, Г.Н. Сериков, А.Я. Наин, В.И. Загвязинский и др.). Исследование осуществлялось в течение 1994-2000 годов. В ходе изыскания были выделены три этапа. На первом, поисково-экспериментальном этапе (1994-1995гг.) был осуществлен теоретический анализ проблемы адаптации дошкольниковвоспитанников детских домов к обучению в школе. Изучались философские, психолого-педагогические, социологические труды отечественных и зарубежных ученых. Проведен констатирующий эксперимент. Использовались методы теоретического анализа и обобщений, педагогических наблюдений, анкетирования, беседы, анализа продуктов деятельности старших дошкольников и учащихся начальных классов, тестирование, интервьюирование. Материалы констатирующего эксперимента позволили создать программу целенаправленной работы по повышению педагогической компетентности воспитателей и педагогов дошкольных воспитательных учреждений в сфере адаптации дошкольников к учебной деятельности. На втором, основном этапе исследования (1996-1997 гг.) был проведен формирующий эксперимент, в ходе которого разрабатывались теоретическая модель адаптации дошкольников-воспитанников детских домов к учебной деятельности в школе; проверялись педагогические условия эффективной адаптации воспитанников к условиям работы начальной школы. Выявлялись результаты целенаправленной работы педагогических коллективов по адаптации детей к обучению в школе. В процессе формирующего эксперимента использовались методы анкетного опроса, педагогические наблюдения, тестирование, изучение продуктов образовательной деятельности учащихся младших классов. Третий этап (1998-2000гг.) контрольно-обобщающий. Осуществлялась проверка эффективности педагогических условий адаптации воспитанников детских домов к учебной деятельности, были обобщены материалы исследования, проведен их теоретический анализ, подготовлены и внедрены в практику методические разработки по адаптации воспитанников детских домов к учебной деятельности. Применялись следующие методы: теоретический анализ результатов исследования; статистическая обработка экспериментальных данных; педагогическая интерпретация результатов работы, их апробация и внедрение в практику работы. Научная новизна исследования Охарактеризован процесс адаптации воспитанников детских домов как целостный, динамичный, противоречивый и длительный, требующий педагогической поддержки, направленный на коррекцию мотивационных, эмоциональных, волевых установок ребенка и состояния его здоровья. Обоснованы с позиции пролонгированной диагностики социальные характеристики воспитанников детских домов, влияющие на их адаптацию к учебной деятельности в школе: а) отставание в развитии когнитивных функций (ограниченный словарный запас, низкие учебные достижения, ограниченные знания о содержании труда учителя и воспитателя, о состоянии собственного здоровья); б) недостаточная сформированность сов); в) низкий уровень развития эмоционально-волевой сферы (склонность к быстрой смене настроения, неадекватность эмоциональных реакций на замечания и похвалу, нетерпимость, взрывчатость, повышенная склонность к страхам, агрессивность); г) слабое развитие коммуникативной сферы ребенка (неумение устанавливать контакты со взрослыми и сверстниками). мотивационно-потребностной сферы (равнодушие, пассивность, иждивенчество, неустойчивость интереТеоретическая значимость исследования определяется обоснованием педагогических условий адаптации детей старшего дошкольного возраста, воспитанников детских домов, к систематической учебной деятельности; разработкой теоретической модели эффективной адаптации к условиям и режиму работы начальной школы как средства социальной защиты ребенка. Практическое значение работы состоит в том, что научно обоснованные и проверенные на практике педагогические условия адаптации позволяют воспитателям детских домов и школьным учителям повысить качество образовательной деятельности младших школьников. Авторские научнометодические разработки, в основу которых положены результаты экспериментального исследования, внедрены в практику образовательной деятельности детских домов и начальных школ гг. Сургута и Шадринска. На защиту выносятся следующие положения 1. Определены педагогические условия адаптации воспитанников детских домов к учебной деятельности в школе как средства из социальной защиты: а) организация открытой образовательной среды, обеспечивающая возможность воспитанникам адаптироваться к учебной деятельности в школе; б) взаимодействие детей с семейными сверстниками, различными субъектами воспитательного процесса, специалистами социальных институтов; в) пролонгированная направленность адаптационного процесса воспитанников детских домов, учитывающая интересы и состояние здоровья ребёнка. 2. Выявлены практико-ориентированные содержание, формы и методы адаптации воспитанников детских домов к учебе в школе, способствующие приобретению детьми продуктивного опыта в будущей учебной деятельности. Обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечиваются логикой исходных методологических позиций автора; применением комплекса методов, адекватных природе исследуемого объекта; опорой на достижения современной психолого-педагогической науки; объективными источниками: воспроизводимостью результатов изыскания, анализом современной педагогической теории и практики, корректностью организации поэтапного педагогического эксперимента. Апробация и внедрение результатов исследований. Результаты исследования обсуждались на кафедре общей психологии (1996-1997 гг.) Шадринского государственного педагогического института; на кафедре педагогики Сургутского государственного педагогического института (1998-1999 гг.), на кафедре практической психологии Сургутского государственного университета (1998 г.); в выступлениях на методологических семинарах Школы педагога-исследователя (рук. проф. А.Я. Наин). В 1996-1999 гг. результаты исследования докладывались на научнопрактических конференциях, в том числе на всероссийской научно- практической конференции «Актуальные проблемы практической психологии» (Шадринск, 1995), на Всероссийской научно-практической конференции «Научно-практические основы становления психологической службы в системе непрерывного образования» (Курган, 1996), на Всероссийской научнопрактической конференции (Сургут, 1998), научно-практическом семинаре «Актуальные вопросы сохранения здоровья школьников в условиях Севера» (Сургут, 1996). Опытно-экспериментальной базой исследования явились учреждения общественного воспитания детей старшего дошкольного возраста: детский дом Ш 1 г. Шадринска, детский дом «На Калинке» г. Сургута, детский сад 86 г. Сургута. На основании теоретических положений и результатов исследования разработаны рекомендации «Методика воспитания детей в современных детских учреждениях закрытого типа», внедрение которых в практику работы дошкольных образовательных учреждений и начальных школ гг. Сургута и Шадринска позволяет сделать вывод об их применимости и повышении эффективности адаптации дошкольников на этапе перехода к обучению в начальной школе.

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 1662
Пароль: 1662
Скачать файл.
Просмотров: 257 | Добавил: Диана33 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Август 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024 Создать бесплатный сайт с uCoz