Суббота, 2024-05-18, 5:27 PM
Коллекция материаловГлавная

Регистрация

Вход
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Главная » 2014 » Июль » 22 » Скачать Оценка психологических показателей эффективности профессионального тренинга. Ахмадиева, Лия Рустэмовна бесплатно
9:32 PM
Скачать Оценка психологических показателей эффективности профессионального тренинга. Ахмадиева, Лия Рустэмовна бесплатно
Оценка психологических показателей эффективности профессионального тренинга

Диссертация

Автор: Ахмадиева, Лия Рустэмовна

Название: Оценка психологических показателей эффективности профессионального тренинга

Справка: Ахмадиева, Лия Рустэмовна. Оценка психологических показателей эффективности профессионального тренинга : диссертация кандидата психологических наук : 19.00.03 Москва, 2005 152 c. : 61 06-19/414

Объем: 152 стр.

Информация: Москва, 2005


Содержание:

1 ИСТОРИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ТРЕИИНГОВОЙ РАБОТЫ
11 Т-ГРУППЫ
12 БИХЕВИОРАЛЬНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ
13 ПСИХОДРАМАТИЧЕСКАЯ ТЕРАПИЯ
14 КОГНИТИВНАЯ п с и х о л о г и я
2 ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ТРЕИИИГ КАК МЕТОД ОБУЧЕПИЯ ВЗРОСЛЫХ ЛЮДЕЙ
21 СОВРЕМЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ о ТРЕНИНГЕ
211 Тренинг в системе методов психологии
212 Общеметодические принципы тренинга и его правила
22 ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТРЕНИНГА
221 Определения тренинга в зарубежной психологии
222 Определения тренинга в отечественной психологии
223 Определения и специфика профессионального тренинга
23 П о д х о д К ПОСТРОЕНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ТРЕНИНГА С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ УСВОЕНИЯ МАТЕРИАЛА
231 Компоненты учебного процесса
232 Способы научения
233 Модель процесса обучения
24 СТАДИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ТРЕНИНГА
241 Выявление потребностей в обучении
242 Определение целей обучения
243 Организация и планирование тренинга
244 Проведение тренинга
25 ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ТРЕНИНГА
251 Подходы к ог^енкерезультатов тренинга
252 Оценка посттренинговых проявлений в аффективной сфере
253 Оценка посттренинговых проявлений в когнитивной сфере
254 Оценка посттренинговых проявлений в деятельной сфере
26 ПОСТАНОВКА ЦЕЛЕЙ, ЗАДАЧ и ГИПОТЕЗ ИССЛЕДОВАНИЯ
3 МЕТОДИКА ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
31 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
32 ИСПЫТУЕМЫЕ
321 Тренинг «Эффективная презента1{ия»
322 Тренинг «Механизмы влияния»
323 Тренинг «Эффективные продажи»
324 Тренинг «Эффективная самоорганизация иа рабочем месте»
325 Тренинг «Проведение корпоративного обучения»
33 ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МЕТОДИКИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГОТРЕНИНГА
331 Разработка профессиональных тренингов
332 Диагностика проявлений в аффективной сфере
333 Диагностика проявлений в когнитивной сфере
334 Диагностика изменений в деятельной сфере
34 ПЛАН ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
35 ОБРАБОТКА ДАННЫХ
4 ОПИСАНИЕ И ОБСУЖДЕИИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ
41 ОПИСАНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ
411 Проверка на нормальность
412 Характеристика показателей эффективности тренинга
413 Диагностика изменений в структуре психологических показателей эффективностипрофессионального тренинга
414 Диагностика корреляционных связей между психологическими показателями эффективностипрофессионального тренинга
415 Анапа факторной структуры показателей
416 Проверка гипотезы о поэтапном формировании поведенческих умений
42 ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ
421 Анализ значений психологических показателей эффективности тренинга
422 Динамика показателей в ходе тренинга
423 Структура взаимосвязей между психологическими показателями эффективностипрофессионального тренинга
424 Формирование поведенческих изменений в ходе профессионачьного тренинга
43 СООТНЕСЕНИЕ ПОЛУЧЕННЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ и ГИПОТЕЗ 131ЗАКЛЮЧЕННЕЙ
ВЫВОДЫ

Введение:

Актуальность исследования.Данная работа посвящена проблеме оценки эффективности профессиональноготренинга.Актуальность рассмотрения этой проблематики связана с тем, что на настоящиймомент в связи со стремительными темпами развития науки и практики, в конкуренциимежду организациями рещающую роль начинает играть так называемый человеческийфактор, от которого в конечном итоге зависит нроизводительность, результативность,эффективность, успешность той или иной организации [Шекщпя СВ., 2002].*^ Современные организации заинтересованы в высококвалифицированныхсотрудниках, способных принести своей компании максимальную пользу. Таким образом,практика предъявляет к психологии запрос на повыщепие эффективности ирезультативности работы «человеческого фактора». Лучший метод раскрытия потенциалачеловека, расширения его возможностей и повышения его эффективности - это обучение.Эффективность данного метода подтверждается практикой, которая насчитывает пе однотысячелетие. Когда нодходящие сотрудники приняты на работу, обучение становитсяосновным фактором, обеспечивающим развитие их знаний и умений, требуемых дляэффективного выполнения работы. Обучение играет объединяющую роль в достиженииосновных целей организации и вьшолняет функции поддержки, социализации и мотивации'* сотрудпиков [Сартан Г.Н. и др., 2003; Шульц Д., Шульц С , 2003].Самым распространенным методом профессионального обучения взрослых людей,работающих в той или иной организации, на сегоднящний момент является треиинг [БаклиР., Кэйпл Дж., 2002; Браткин А., Скоробогатова И., 2004; Ли Д., 2001; Торн К., Макксй Д.,2001; Фонель К., 2003; Шульц Д., Шульц С, 2003].Сейчас в мире всё большее значение придается обучепию взрослых людей каксредству повыщения эффективности функционирования организации. На Западемиллионы людей без отрыва от производства в той или иной степени непремеппоучаствуют в реализации какой-либо программы обучепия. «Ежегодно работодатели тратят^ около 55 миллиардов долларов на формальный тренинг и около 180 миллиардов долларов- на неформальное обучение без отрыва от производства» [Шульц Д., Шульц С , 2003, стр.203]. Преуспевающие организации обязательио включают в нлан своей работы обучениесотрудников и постоянное совершенствование их профессиональпых навыков. Считаетсянеобходимым сделать так, чтобы все члены коллектива участвовали в тренингах,предлагаемых фирмой [Мейгап М., 2002].В России важность обучепия осозиается, конечно, не в таком объеме, как на Западе,но, тем не менее, и у нас в стране, особенно в крупных городах, в настоящий момент, всёбольше и больше возрастает популярпость профессиональпых тренингов. Причин у этогоявления много: кто-то осознает необходимость обучения для повышения эффективностифункционирования организации, кто-то подражает конкурентам, кто-то отдает дань моде,но так или иначе, тренинг в той или иной форме интенсивно встраивается внрофессиональнзто жизнь миллионов работающих людей.Конечно, финансовые затраты на нрофессиональные тренинги у нас и на Занаде несопоставимы, однако, учитывая состояние отечественной экономики, затраты нанрофессиональный тренинг являются достаточио высокими. В связи с этим у людей,заказывающих, проходящих и собирающихся проходить профессиональные тренинги,закономерно возникает потребность оценить их эффективность. К сожалепию, фирмы,которые проводят тренинги, крайне редко пытаются измерить эффективность собственнойобучающей деятельности. Причины этого разнообразны. Они будут рассматриваться входе исследования, но на данном этапе для обоспования актуальности работы вполпедостаточно того факта, что оцепка эффективиости профессиопального тренингабольшинством проводящих его субъектов не осуществляется.Цель исследования - выявить нсихолошческие показатели эффективностинрофессионального тренинга, определить структуру взаимосвязей между ними ипроанализировать особенности усвоения материала в ходе треиинга, отражающиеся в этихпоказателях.Объект исследования - профессиопальный тренииг.Предмет исследования - психологические показатели эффективпостипрофессионального тренинга.Основная гипотеза исследования:Умения в ходе профессионального трениига формируются ноэтанно, нод влияниемряда факторов, вследствие чего достовериое выявление результатов профессиональноготренинга возможно только нутем комплексной оценки его эффективности по реакцииучастников на тренинг, уровню их знаний и умений и особенностям самооценкиучастниками вышеперечисленных нараметров.Проверка основной гипотезы включала конкретизацию и постановку рядаэмпирических гипотез:1. В ходе нрофессионалыюго тренинга у иснытуемых можно добиться усвоениязнаний и разного рода умений в определенном объеме, достунном объективномуколичественному измерению.2. В ходе профессионального тренинга у участников происходят значимыеизменения в восприятии своих знаний и умений и в самом уровне умений.3. Существуют взаимосвязи между эмоциональной реакцией участников натренинг, знаниями, умениями и их субъективной оценкой, позволяющие выявитьструктуру показателей психологической оценки эффективности тренинга,предположительно, включающую в себя 3 компонента: аффективный, когпитивпый идеятельпый.4. Знания и умения, ноявление которых у участников является цельюпрофессионального тренинга, формируются в онределенной последовательности и независят от эмоциональных реакций участников на тренинг.5. Между формированием знаний и умений, отражающихся в изменениисобственного поведения, находится промежуточный этап - формирование умений,позволяющих замечать и понимать те особенности поведения других людей, которыебазируются на полученных знаниях и будут в дальнейшем изменяться в собственномповедении. Промежуточный этап был назван нами «когнитивные умения»; умения,отражающиеся в изменении собственного поведения - «поведенческие умения».Достижение поставленной цели и проверка выдвипутых гипотез реализовывалась впроцессе последователыюго решения следующих задач исследования:1. Теоретический анализ и литературный обзор исследований но проблемеразработки, проведепия и оцепки эффективности тренинга с целью систематизациисуществующих подходов к трепипгу в целом и к профессиональному тренингу вчастности.2. Создание модели, на основе которой можно производить оценкуэффективности профессионального тренинга оптимальным образом.3. Разработка диапюстических средств для выявлепия комплекса возможныхэффектов профессионального тренинга, составляющих в совокупности психологическиепоказатели его эффективности. Создание методик, позволяющих оцепить степеньусвоершя теоретического и нрактического материала профессионального трепипга,эмоциональную реакцию участников на тренинг, уровень осознания изменений вструктуре собственных желаний, знаний и умений в ходе прохождения тренинга.4. Подготовка и нроведение профессиональных тренингов.5. Выявление и диагностика нсихологических показателей эффективностинрофессионального тренинга, поиск взаимосвязей между ними и выявление алгоритма ихгрунпировки.6. Поиск закономерностей, которым в ходе нрофессионального тренингаподчиняется формирование умений, отражающихся в изменении собственного поведения.Методологической базой исследования послужили теория планомерно-поэтапногоформирования человеческой деятельности П.Я. Гальперина, нодход к оценкеэффективности тренинга Д. Кирпатрика и теория социального научения А. Бандуры [БаклиР., Кэйпл Дж., 2002; Бандура А., 2000; Гальперин П.Я., 1998; Кларин М.В., 2000; Ли Д.,2001].Методы исследования.Для сбора данных и всестороннего анализа результатов эмпирическогоисследования был применен комплекс методов, состоящий из пяти групп методовполучения информации и процедур анализа данных.1. Методы обучения, эффективность которых оценивалась: профессиональныетренинги на темы:- «Эффективная презентация»- «Механизмы влияния»- «Эффективные продажи»- «Эффективная самоорганизация на рабочем месте» «Проведение корноративного обучения»2. Методики оценки посттрепинговых проявлений в аффективной сфере:- «Самооценка» желания применять знания и умения, являющиеся предметомпрофессионального тренинга- «Анкета участника тренинга»3. Методики оценки посттрепинговых нроявлений в когнитивной сфере:- «Самооценка» уровня знаний, являющихся предметом профессиональноготренинга- «Самооценка» уровня когнитивных умений, являющихся предметомпрофессионалыюго тренинга- «Тест на знания»- «Бланк оценки когнитивных умений».4. Методики оценки носттренинговых проявлений в деятельной сфере:8- «Самооценка» уровня поведенческих умений, являющихся предметомпрофессионального тренинга- «Бланк оценки поведенческих умений».5. Методы многомерной статистической обработки результатов, включающие всебя подсчет данных описательной статистики, проверку на нормальность при помощикритерия Колмогорова-Смирнова, критерий Вилкоксона для парных сравнений,корреляционный анализ (коэффициенты корреляции Пирсона и Спирмена), факторныйанализ показателей оценки эффективности тренинга по методу главных комнонент споследующим VARIMAX вращением [Боровиков В.П., Боровиков И.П., 1998; БоровиковВ.П., 2001; Наследов А.Д., 2004; Сидоренко Е.В., 2001, StatSoft, Inc., 2001].Научная обоснованность н достоверность полученных результатов исделанных на их основе выводов обеспечены комплексным характером ивзаимодополняемостью исследовательских процедур и методов, соответствующих цели изадачам исследования, объемом полученных результатов и применением современныхметодов статистической обработки данных для детального многостороннего анализаполученных результатов. Контингент испытуемых был подобран в соответствии с цельюисследования. В основном исследовании приняло участие 59 человек Больщинство из них- сотрудники различных московских организаций.Научная новизна и теоретическая значимость работы. Новизна работыопределяется тем, что на настоящий момент в России доступно для пользования оченьмалое число работ, посвященных как исследованию нрофессионалыюго тренинга вообще,так и изу^1ению оценки его эффективности в частности. Проведсппый на базелитературного обзора анализ историко-методологических предпосылок тренинга, егопринципов, содержания, структуры, стадий построения и подходов к оценке егоэффективности расширяет теоретические нредставления о таком методе обучениявзрослых людей, как профессиональный тренинг.Практика тренинга в сегоднящней жизни значительно опережает теорию. Тренингинроводятся, эффективность их оценивается редко, практические попытки оцениватьрезультаты тренинга, как правило, не опираются на научную базу и ие удовлетворяюткритериям комплексности и системности. Созданная в ходе диссертационногоисследования модель оценки эффективности профессионального тренинга, позволяетстроить эмпирические методики оценки на научной основе.В данном исследовании впервые была построена и опробована комплекснаяметодика оценки эффективности профессионального тренинга, позволяющая учестьразнообразные составляющие эффективности и выявить связи между ними. Самосуществование подобного инструмента позволяет проводить оненку эффективностиразных видов тренинга и в дальнейщем перейти к разработке методологического подхода кпрофессиональному тренингу, на основе которого можно будет конструировать тренинги,отдача от которых будет максимальна.Были обпаружепы взаимосвязи, существующие между поведенческими умениями иостальными ноказателями эффективности тренинга, нозволяющие вноследствииразработать с помощью методов математической статистики психологическую модель,которая даст возможность нредсказывать потепциал участников тренинга в овладениизаданным в процессе обучения материалом.Был выявлен новый, промежуточный этап в формировании поведепческих умений когнитивные умения. Выявление данного этапа нозволяет иначе рассматривать форму исодержание профессионального тренинга, что в дальнейшем позволит повысить егоэффективпость.Были выявлены закономерности процесса усвоения нового материала (знаний,когнитивных и поведепческих умений) взрослыми людьми, а также предприняты попыткиобнаружить зависимость формирования поведения от эмоционально-мотивационного исамооценочного компонентов.В целом полученные данные дают возможность расширить научные представленияо профессионалыюм тренинге, об его эффективности и о структуре показателей, припомощи которых эффективность измеряется.Практическая значимость исследования. Результаты исследования могут бытьиснользованы нри оценке и оптимизации профессиопальпых трепингов. Имея методикудля оценки эффективности тренинга, можно выявить нричины, по которым формированиеповедепия участников проходит педостаточпо эффективно, и скорректировать программутренинга.Методика оценки эффективности тренинга востребована заказчиками обучения,которые хотят наглядно и в цифрах видеть, какую пользу припосит прохождениепрофессионального тренинга сотрудниками организации. Разработанная нами методикапозволяет удовлетворить практические пужды заказчиков тренинга.Найденные взаимосвязи между ноказателями эффективности профессиональноготренинга и гинотеза о ноэтапном формировании поведенческих умений позволяютотбирать участпиков тренинга и помогать будущим участникам тренинга осознанноприпимать решение, подходит ли им имепно тренинговая форма обучения. На основании10полученных данных мы можем обоснованно говорить участникам тренинга и егозаказчикам о том, какие результаты могут быть достигнуты в ходе того или иногопрофессионального тренинга и предоставлять им возможность осознанно решать,подходит ли именно в их случае такая форма обучения как профессиональный тренинг.Это позволит организаторам и участникам тренинга аргументировано и взвешенно решать,целесообразно ли проводить нрофессиональный тренинг в их конкретном случае.Таким образом, результаты данного исследования демонстрируют реальнуюпрактическую значимость и высокую степень применимости в области профессиональногообучения.Обсуждение результатов исследования нроводилось в рамках выступления сдокладом на 3-ей Российской конференции по экологической психологии (Москва, ПИРАО, сентябрь 2004 года). Кроме того, результаты исследования докладывались нарасширенных заседания кафедры психологии труда и инженерной психологии в 2004-2005годах. Материалы исследования отражены в 5 публикациях автора.Положения, вьшосимые па защиту.1. В процессе профессионального тренинга наряду с умениями, отражаюнщмисяв изменении собственного поведения (новеденческие умения), формируются умениявидеть и понимать в поведении других людей те характеристики, которые впоследствиибудут подвергаться изменениям в своем поведении (когнитивные умения).2. Формирование поведенческих умений в ходе профессионального тренингапроходит поэтапно: 1 этап - усвоение знаний; 2 этан - на базе усвоенных знанийформируются когнитивные умения (умения правильно оценивать поведение другихлюдей); 3 этап - выработка поведенческих умений (отражаюш,ихся в изменениисобственного поведения).3. Достоверное выявление результатов нроведепия трепипга возможно толькопутем комплексной оценки его эффективности. Главным компонентом оценкиэффективности профессионального тренинга должна выступать оцецка уровня знаний,когнитивных и поведенческих умений.Структура и объем диссертации.Работа состоит из введения, 4 глав, заключения, выводов, списка литературы иприложений. Объем основного текста диссертации составляет 143 страницы, объемприложений - 8 страниц. Работа проиллюстрирована 8 рисунками и 14 таблицами.Библиография насчитывает 130 наименований. В приложениях представлены материалы,задействованные в исследовании и детализирующие некоторые разделы работы.

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 1662
Пароль: 1662
Скачать файл.
Просмотров: 243 | Добавил: Диана33 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Июль 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024 Создать бесплатный сайт с uCoz