Воскресенье, 2024-05-19, 1:13 AM
Коллекция материаловГлавная

Регистрация

Вход
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Главная » 2014 » Июль » 9 » Скачать Формирование готовности студентов к физкультурному самосовершенствованию : на примере учреждений среднего профессионального бесплатно
2:33 AM
Скачать Формирование готовности студентов к физкультурному самосовершенствованию : на примере учреждений среднего профессионального бесплатно
Формирование готовности студентов к физкультурному самосовершенствованию : на примере учреждений среднего профессионального образования

Диссертация

Автор: Молодкин, Александр Георгиевич

Название: Формирование готовности студентов к физкультурному самосовершенствованию : на примере учреждений среднего профессионального образования

Справка: Молодкин, Александр Георгиевич. Формирование готовности студентов к физкультурному самосовершенствованию : на примере учреждений среднего профессионального образования : диссертация кандидата педагогических наук : 13.00.04 Тюмень, 2006 215 c. : 61 07-13/1

Объем: 215 стр.

Информация: Тюмень, 2006


Содержание:

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СТУДЕНТОВ СИСТЕМЫ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
11 Теоретико-организационные аспекты физического воспитания студентов
12 Проектирование образовательных технологий в физическом воспитании
13 Средства и методы формирования готовности студентов к физкультурному самосовершенствованию
Выводы по первой главе
ГЛАВА 2 ОПЫтаО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ К ФИЗКУЛЬТУРНОМУ САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ
21 Организация опытно-экспериментальной работы
22 Теоретическое обоснование модели организации самостоятельной работы студентов по дисциплине «Физическая культура»
23 Экспериментальная проверка эффективности формирования готовности студентов к физкультурному самосовершенствованию
Выводы по второй главе

Введение:

Актуальность исследования.
Изменение социально-экономических и экологических условий, интенсификация труда требуют от подрастающего поколения высокого уровня социальной и профессиональной компетентности, конкурентоспособности и толерантности, самостоятельности и активности, развитие которых невозможно без гармонизации духовного и физического развития человека. Экспериментально доказана (Э.С.Аветисов) тесная связь между степенью включенности в самостоятельную физкультурно-спортивную деятельность молодежи и активностью проявления ее жизненной позиции. Молодые люди, регулярно занимающиеся физической культурой и спортом дополнительно к обязательным занятиям, серьезнее относятся к учебе, самостоятельнее и ответственнее других, более активно включены в общественную жизнь.
В то же время прослеживается недостаточная физкультурно-спортивная активность подрастающего поколения россиян и, как следствие, устойчивая тенденция к снижению уровня здоровья и физических кондиций детей и студенческой молодежи (В.К.Бальсевич, М.Я.Виленский, В.И.Ильинич, Б.Д.Куланин, Л.И.Лубышева, В.В.Мякотных, В.ИУльянов и др.).
Вышеизложенное актуализирует задачу совершенствования физического воспитания студентов, ориентированного на формирование физической культуры личности, важнейшим критерием эффективности которого является его постепенный переход в процесс самовоспитания и самосовершенствования (М.Я.Виленский, В.Г.Грузных, В.И.Ильинич, Л.И.Лубышева), обеспечиваемый соответствующими внутренними (мотивационная, инструментальная и рефлексивная готовность личности к физкультурному самосовершенствованию) и внешними (пространственно-предметное и социальное окружение) условиями.
Таким образом, актуальность нашего исследования определяется следующими противоречиями:
• между повышающимися требованиями к психофизической готовности специалистов в связи с изменяющимися условиям профессиональной деятельности и невысоким уровнем здоровья и физических кондиций выпускников ССУЗов как результата их недостаточной физкультурно-спортивной активности;
• между целевым ориентиром на постепенный переход организованного на базе образовательных учреждений физического воспитания в процесс непрерывного физкультурного самосовершенствования выпускников в течение всей жизни и отсутствием современного педагогического инструментария, создающего для этого оптимальные условия;
• между необходимостью значительного повышения физкультурно-спортивной активности студенческой молодежи и недостаточным осознанием молодыми людьми значимости и личностных смыслов физкультурного самосовершенствования.
Названные противоречия обострили проблему нашего исследования, которая заключается в поиске оптимальных способов и условий для постепенного перехода учебно-воспитательного процесса по дисциплине «Физическая культура» в процесс самовоспитания и самосовершенствования, что определило тему нашего исследования: «Формирование готовности студентов к физкультурному самосовершенствованию (на примере учреждений среднего профессионального образования)».
Под физкультурным самосовершенствованием мы понимаем процесс целенаправленной, сознательной и планомерной работы человека по развитию своего физического и духовного потенциала, становлению физической культуры личности.
Готовность к физкультурному самосовершенствованию рассматривается нами как состояние субъекта, обеспечивающее продуктивность добровольной физкультурно-спортивной деятельности, ориентированной на преобразование своего физического и духовного «Я». В структуре готовности к физкультурному самосовершенствованию, опираясь на данные отечественной психологии и педагогики (Т.Т.Джамгаров А.Н.Леонтьев, Б.Ф.Ломов и др.), мы выделяем: ценностно-мотивационный (физкультурно-спортивные ценности, потребности и мотивы); инструментальный (психические . и физические кондиции, физкультурно-спортивные и технико-тактические знания, умения и навыки); рефлексивно-деятельностный (самоуправление физкультурно-спортивной деятельностью, активность. во внеурочной физкультурно-спортивной деятельности) компоненты.
Объектом исследования является процесс физического воспитания студентов учреждений среднего профессионального образования нефизкультурного профиля.
Предметом - структура, содержание, средства, методы и условия формирования готовности студентов к физкультурному самосовершенствованию.
Целью - разработка и экспериментальное обоснование содержания и процедуры формирования готовности студентов к физкультурному самосовершенствованию, способствующему преобразованию духовного и физического «Я» средствами физической культуры и массового спорта в течение всей жизни.
В основу гипотезы легло предположение о том, что формирование готовности студентов к физкультурному самосовершенствованию будет способствовать непрерывному развитию духовного и физического потенциала средствами физической культуры и массового спорта, если:
• опираться на идею постепенного перехода от управления к соуправлению и самоуправлению учебной деятельностью студента в процессе включения его в личностно значимую физкультурно-спортивную деятельность; совершенствовать содержание самостоятельной работы по дисциплине «Физическая культура», во-первых, на основе блочно-модульного структурирования учебного материала с выделением модулей, работа над которыми позволяет решать задачи теоретической, методической, физической и технико-тактической подготовки, во-вторых, через введение в вариативный компонент учебного материала тем исследовательских проектов («Коррекция осанки», «Коррекция телосложения», «Развитие выносливости» и др.) и предоставление студентам права их свободного выбора;
• в основу организации аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы будет положена совместная (педагог-студент; студент-студент) проектно-исследовательская деятельность, способствующая формированию ценностно-мотивационного (через актуализацию, обмен и перестройку смыслов физкультурно-спортивной деятельности), инструментального (через освоение студентами способов самостоятельного поиска необходимой информации, планирование и реализацию физкультурно-спортивной деятельности) и рефлексивно-деятельностного (через ведение дневника самоконтроля, самоотчетов, самопоощрений и самоприказов при включении в личностно-значимую физкультурно-спортивную деятельность) компонентов готовности студентов к физкультурному самосовершенствованию; критериями готовности студентов к физкультурному самосовершенствованию послужат: осознанная, значимая и действенная мотивация физкультурно-спортивной деятельности; сформированность физкультурно-спортивных знаний, умений и навыков; позитивная динамика психического и физического состояния; активность во внеурочной физкультурно-спортивной деятельности.
Отправными теоретическими положениями нашего исследования стали идеи гуманистической психологии и педагогики о присущей каждой личности потребности в саморазвитии и самосовершенствовании (А.Маслоу, В.С.Мерлин, К.Р.Роджерс и др.), педагогической поддержке личностного роста (Е.А.Александрова, О.С.Газман, Н.Б.Крылова, К.Р.Рождерс и др.), положения Л.С.Выготского о том, что в совместной деятельности субъект может делать то, что лежит за пределами его актуальных возможностей, то есть в зоне ближайшего развития.
Исходя из цели, предмета и гипотезы исследования сформулированы следующие задачи:
1. Рассмотреть основные проблемы физического воспитания, связанные с возможностью его перехода в процесс самовоспитания и самосовершенствования.
2. Выявить структуру и критерии готовности студентов к физкультурному самосовершенствованию.
3. Теоретически разработать и обосновать процедуру организации самостоятельной работы студентов по дисциплине «Физическая культура», ориентированной на непрерывное физкультурное самосовершенствование.
4. Экспериментально обосновать эффективность физического воспитания на основе формирования готовности к физкультурному самосовершенствованию.
Теоретико-методологической базой исследования являются: работы по методологии социально-педагогических исследований (В.И.Загвязинский, В.В.Краевский, М.М.Поташник и др.); ведущие психологические концепции развития деятельности и личности (В.И.Каган, А.Н.Леонтьев, К.К.Платонов и др.); концепции развивающего (В.В.Давыдов, Л.В.Занков, Д.Б.Эльконин) и личностно-ориентированного (Н.А.Алексеев, Г.К.Селевко, В.В.Сериков, И.С.Якиманская и др.) обучения и воспитания; работы по методологии самостоятельной работы студентов (И.А.Зимняя, Б.И.Коротяев, Р.А.Низамов, П.И.Пидкасистый и др.); основные положения современных гуманистически-ориентированных концепций физической культуры и физического воспитания (В.К.Бальсевич, И.М.Быховская, М.Я.Виленский, Г.М.Грузных, Л.И.Лубышева, В.И.Столяров и др.).
В ходе исследования использовались следующие методы.
• теоретические: изучение и анализ философской, психолого-педагогической и специальной литературы по проблеме исследования; теоретическое моделирование;
• эмпирические: опытно-экспериментальная работа; наблюдение; педагогическое анкетирование и тестирование; врачебно-педагогические обследования и математические методы обработки статистической информации.
Научная новизна исследования. Выделены уровни готовности студентов к физкультурному самосовершенствованию в зависимости от степени их активности - пассивности (самоуправление - управление) и характера проектно-исследовательской деятельности (репродуктивный -продуктивный): директивно-операциональный (под управлением преподавателя), адаптивно-алгоритмический (при соуправлении преподавателя), локально-конструктивный (при соучастии и поддержке преподавателя) и системно-конструктивный (самоуправление).
Разработана модель организации самостоятельной работы студентов по дисциплине «Физическая культура», реализация которой осуществляется через прохождение ряда этапов, со специфическими для каждого задачами: концептуальный (осознание цели самостоятельной работы как формирование готовности к физкультурному самосовершенствованию); проектировочный (блочно-модульное проектирование содержания учебного материала и введение в вариативный компонент тем исследовательских проектов с учетом требований стандарта, потребностей и возможностей студентов, ресурсного обеспечения учебно-воспитательного процесса); технологический (конструирование занятий на основе организации совместной проектно-исследовательской деятельности с учетом готовности студентов к физкультурному самосовершенствованию, текущий контроль и коррекция условий); результативный (оценка динамики сформированности компонентов готовности к физкультурному самосовершенствованию).
Доказана эффективность применения метода проектов в процессе формирования готовности студентов к физкультурному самосовершенствованию при соблюдении следующих условий: организации совместной (педагог-студент; студент-студент) проектно-исследовательской деятельности с постепенным смещением акцентов с управления к соуправлению, затем к соучастию и самоуправлению; предоставлении студентам права выбора тем исследовательских проектов; актуализации личностных смыслов и значимого мотива физкультурно-спортивной деятельности; сформированности умений самостоятельно добывать знания, ставить цели, планировать и реализовывать процесс физкультурного самосовершенствования; интеграции учебной и внеучебной работы по физическому воспитанию студентов.
Теоретическая значимость исследования заключается в уточнении понятия и содержания готовности к физкультурному самосовершенствованию в научном аппарате теории физического воспитания; в обосновании необходимости формирования готовности личности к физкультурному самосовершенствованию, способствующей преобразованию своего духовного и физического потенциала средствами физической культуры в течение всей жизни; в дополнении теории физического воспитания новыми данными, связанными с разработкой и обоснованием организационно-методических средств, методов и условий формирования готовности студентов к физкультурному самосовершенствованию; в определении критериев готовности к физкультурному самосовершенствованию (осознанная, значимая и действенная мотивация самостоятельных занятий физической культурой и спортом; сформированность физкультурно-спортивных знаний, умений и навыков; позитивная динамика физического состояния; активность во внеурочной физкультурно-спортивной деятельности).
Практическая значимость исследования заключается в следующем:
• разработана и реализована в учебно-воспитательном процессе по дисциплине «Физическая культура» авторская модель организации самостоятельной работы студентов, ориентированная на формирование готовности к физкультурному самосовершенствованию на основе обогащения личностного опыта проектирования и реализации физкультурно-спортивной деятельности;
• разработаны и внедрены в практику физического воспитания студентов учреждений среднего профессионального образования программно-методический комплекс «Физическая культура», методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов, направленные на программно-методическое обеспечение процесса формирования готовности студентов к физкультурному самосовершенствованию;
• разработаны методические материалы по применению метода проектов в физическом воспитании студентов;
• результаты настоящего исследования внедрены в практику физического воспитания студентов ряда учреждений среднего профессионального образования Тюменской области и могут быть использованы в системе высшего профессионального образования.
Основные этапы исследования. Исследование проводилось в течение 2002-2006 гг. и включало три этапа. На первом этапе (2002-2003 г.г.) производился теоретический анализ состояния физического воспитания студентов, выявлены его проблемы и перспективы развития в контексте перехода к самообразованию, определен предмет актуальности настоящего исследования. Автором совместно с группой педагогов-практиков (Л.И.Вяткина, А.Н.Родин, В.С.Сидоров, В.С.Соловьев, А.И.Франк и др.) была организована опытно-экспериментальная работа по повышению эффективности физического воспитания в Тюменском государственном колледже связи, информатики и управления и Тюменском государственном медицинском колледже. Основной задачей этого этапа являлись выявление структуры готовности студентов к физкультурному самосовершенствованию и разработка модели самостоятельной работы, ориентированной на обучение студентов технологиям самостоятельного приобретения знаний и обогащение их личностного опыта физкультурно-спортивной деятельности.
На втором этапе исследования (2003-2005 г.г.) было дано теоретическое обоснование содержания самостоятельной работы студентов, выявлены особенности ее реализации; экспериментально подтверждено повышение эффективности физического воспитания на основе использования разработанной нами модели организации самостоятельной работы студентов по дисциплине «Физическая культура». .
На третьем этапе (2005-2006 г.г.) производилась обработка и интерпретация экспериментальных данных, уточнялись теоретические и практические выводы, оформлялось диссертационное исследование.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечиваются опорой на современные концепции теории физической культуры и спорта, исследования по педагогике и психологии; привлечением обширного фактического материала; сопоставлением полученных данных с уже имеющимися в специальной литературе; использованием различных научно-обоснованных диагностических методик; достаточной продолжительностью опытно-экспериментального исследования; количественным и качественным анализом его результатов; внедрением в практику физического воспитания разработанных автором методических материалов и их положительной оценкой педагогами-практиками.
Апробация результатов исследования осуществлялась в процессе сообщений на Межрегиональных научно-практических конференциях «Физическая культура, спорт, здоровье: состояние и перспективы совершенствования» (Тюмень, 2003); «Формирование здорового образа жизни населения Урала и Сибири» (Тюмень, 2004); на Всероссийских научно-практических конференциях «Проблемы и пути развития физической культуры и спорта среди студенческой молодежи» (Тюмень, 2003); памяти И.И.Сулейманова (Тюмень, 2003); «Формирование здорового образа жизни» (Тюмень, 2004); на Международных научно-практических конференциях «Физическая культура и спорт: интеграция науки и практики» (Ставрополь, 2005); «Развитие физической культуры и спорта в контексте самореализации человека в современных социально-экономических условиях» (Липецк, 2006); «Сотрудничество и инновации в физической культуре и спорте: проблемы и перспективы» (Челябинск, 2006).
Положения, выносимые на защиту:
1. Вопреки распространенному мнению о необходимости интенсификации физического воспитания в учреждениях среднего профессионального образования, ориентированного преимущественно на усиление физической подготовки . студентов на основе применения директивных методов управления учебным процессом, на наш взгляд, повышение эффективности физического воспитания студенческой молодежи возможно на основе постепенного перехода от управления к соуправлению, соучастию и самоуправлению процессом физкультурного самосовершенствования через включение студентов в совместную личностно-значимую проектно-исследовательскую деятельность, выходящую за рамки учебного процесса и создающую необходимую базу для самостоятельных занятий после завершения обучения.
2. В отличие от традиционной практики физического воспитания в рамках авторского подхода самостоятельная работа рассматривается как основное средство формирования готовности к физкультурному самосовершенствованию на основе взаимосвязанных процессов: осознания и присвоения студентами физкультурно-спортивных ценностей (рефлексия, актуализация, прояснение, перестройка смыслов и т.д.) (ценностно-мотивационный компонент); овладения системой поиска и освоения физкультурно-спортивных знаний, умений проектировать процесс физкультурного самосовершенствования, приобретения методико-практических двигательных умений и навыков, развития психофизических кондиций (инструментальный компонент); совершенствования самоконтроля и самоанализа физкультурно-спортивной деятельности, творческого обогащения субъектного опыта самостоятельной физкультурно-спортивной деятельности (рефлексивно-деятельностный компонент).
3. Доказана эффективность применения метода проектов в процессе формирования готовности студентов к физкультурному самосовершенствованию при соблюдении следующих условий: организации совместной (педагог-студент; студент-студент) проектно-исследовательской деятельности с постепенным смещением акцентов с управления к соуправлению, затем к соучастию и самоуправлению; предоставлении студентам права выбора тем исследовательских проектов; актуализации личностных смыслов и значимого мотива физкультурно-спортивной деятельности; сформированности умений самостоятельно добывать знания, планировать и реализовывать процесс физкультурного самосовершенствования; интеграции учебной и внеучебной работы по физическому воспитанию студентов; дополнительной подготовки педагогов к взаимодействию на основе сотрудничества.
Структура и объем диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, выводов, библиографического списка и приложений. Работа изложена на 215 страницах текста и включает 26 таблиц, 1 рисунок, 4 схемы и 7 гистограмм. Библиография содержит 202 наименования, в том числе три - на иностранном языке.

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 1662
Пароль: 1662
Скачать файл.
Просмотров: 194 | Добавил: Диана33 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Июль 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024 Создать бесплатный сайт с uCoz