Суббота, 2024-05-18, 6:44 PM
Коллекция материаловГлавная

Регистрация

Вход
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Главная » 2014 » Август » 30 » Скачать Формирование экологической компетентности специалиста дошкольного образовательного учреждения в процессе повышения квалификации. бесплатно
8:05 AM
Скачать Формирование экологической компетентности специалиста дошкольного образовательного учреждения в процессе повышения квалификации. бесплатно
Формирование экологической компетентности специалиста дошкольного образовательного учреждения в процессе повышения квалификации

Диссертация

Автор: Жданова, Светлана Александровна

Название: Формирование экологической компетентности специалиста дошкольного образовательного учреждения в процессе повышения квалификации

Справка: Жданова, Светлана Александровна. Формирование экологической компетентности специалиста дошкольного образовательного учреждения в процессе повышения квалификации : диссертация кандидата педагогических наук : 13.00.08 / Жданова Светлана Александровна; [Место защиты: ГОУВПО "Шуйский государственный педагогический университет"] - Шуя, 2009 - Количество страниц: 261 с. 13 ил. Шуя, 2009 274 c. :

Объем: 274 стр.

Информация: Шуя, 2009


Содержание:

Введение
Глава I Теоретико — методологические основы формирования экологической компетентности специалиста дошкольного образования
11 Философско - методологические основы исследования
12 Экологическая компетентность специалиста ДОУ
13 Способы и условия профессионального развития специалистов ДОУ в экологическом образовании
14 Критерии оценки уровней экологической компетентности у специалистов ДОУ
Выводы по главе 1
Глава II Экспериментальная работа по формированию экологической компетентности специалиста ДОУ
21 Общий замысел педагогического эксперимента
22 Модель формирования экологической компетентности специалиста ДОУ и ее реализация
23 Анализ хода и результатов экспериментальной работы
Выводы по главе П

Введение:

Модернизация образования в России связанна с трансформацией индустриального общества в постиндустриальное, основой деятельности которого является «экономика знаний». Формирование новой глобальной экономики сопровождается изменениями не только в методах, структуре и технологиях производства, но и в иерархии факторов производства, среди которых все большее значение приобретает компетентный специалист. Потребность развивающегося общества и современной экономики в людях с новыми предметными и профессиональными компетентностями закономерно обострила актуальность компетентностного подхода в системе профессионального образования.
Наряду с социально-экономическими преобразованиями существенной чертой современной цивилизации остается экологический кризис, проявляющийся комплексно в виде разнообразных проблем в социальной, демографической, экономической сферах, сферах природы и духовного развития человека. Последствия способны подорвать фундаментальное право будущих поколений на здоровую окружающую среду.
Декларирование обязательности и непрерывности экологического образования, закрепленное как в международных документах, так и в национальных стратегиях развития государств, несомненно, повысило его статус в мире и увеличило целевую аудиторию. Однако, если принять за общий критерий эффективности экологического образования динамику положительных изменений в состоянии окружающей среды за время смены одного поколения людей, то данные специальных исследований констатируют отсутствие значимых улучшений.
Никакие технические средства сами по себе не могут улучшить состояние окружающей среды, если люди не готовы к использованию экологически безопасных технологий, не стремятся сознательно соблюдать требования экологических ограничений и принимать активное участие в практическом решении социально-экологических проблем. Существенные изменения возможны только в рамках гуманитарной стратегии преодоления экологического кризиса через формирование общественного сознания экоцентрического типа, проникновение экологических идей, знаний в жизнь общества и каждого человека, что зафиксировано в целом ряде государственных документов, включая Закон об образовании и Экологическую доктрину РФ. Важная роль в решении данных задач отводится педагогу дошкольного образования, который в соответствии с ведущей идеей модернизации образования должен обладать определенной компетентностью. Ведь он имеет дело с детьми младшего возраста, которые в силу пластичности нервной системы быстро и в первую очередь эмоционально откликаются на влияние окружающей их природы как естественного источника красоты. А под руководством педагога дети должны осознать природу как источник жизни на Земле. Тем самым порождается потребность в формировании новой профессиональной компетентности специалиста в области дошкольного образования -экологической компетентности.
Модернизация сферы образования, проводимая в нашей стране на основе компетентностного подхода, существенно затронула систему дошкольного образования. Однако, сам феномен «экологическая компетентность» является новым, требующим определения, раскрытия содержания и уточнения структуры, а проблема формирования экологической компетентности у специалистов сферы дошкольного образования до сих пор остается нерешенной, несмотря на то, что проблема экологизации педагогического образования и развития экологической культуры педагогов освещалась в трудах многих ученых (С.В.Алексеева, Н.Д.Андреевой, Н.Ф.Винокуровой, С.НГлазачева, А.Н.Захлебного, И.Д.Зверева, В.В .Пасечника, И.Н.Пономаревой, В.П.Соломина, И.Т.Суравегиной, Д.И.Трайтака, З.И.Тюмасевой и др.).
Исследования в области компетентностного подхода позволили сделать вывод о том, что проблема формирования компетентности рассматривается в исследованиях различных областей научного знания — в философии, педагогике, психологии, акмеологии и др. Содержание ряда докторских диссертаций позволяет говорить о том, что вопросы формирования компетентностей находятся на стадии феноменологического накопления знаний, описания конкретных ситуаций, их типологизации, выделения взаимосвязей и закономерностей, а теоретические основы формирования экологической компетентности специалиста дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) требуют своей разработки.
В связи с этим, исследование проблемы формирования экологической компетентности специалиста ДОУ является актуальным.
В ходе теоретического анализа научных работ, нормативных документов, материалов Международных и Всероссийских научно-практических конференций по проблеме формирования экологической компетентности специалиста ДОУ мы выявили следующее противоречие: между необходимостью формирования экологической компетентности специалистов и неразработанностью организационно-педагогических и методических мер в теории и практике экологического образования и воспитания.
Указанное противоречие позволяет сформулировать проблему исследования: каковы особенности процесса формирования у педагогов дошкольного образовательного учреждения экологической компетентности?
Недостаточная разработанность данной проблемы в науке и практике, определила тему диссертационной работы: «Формирование экологической компетентности специалиста дошкольного образовательного учреждения в процессе повышения квалификации».
Цель исследования заключается в разработке, теоретическом обосновании и экспериментальной проверке модели формирования экологической компетентности специалиста дошкольного образовательного учреждения.
Объект исследования: процесс повышения квалификации специалистов дошкольного образовательного учреждения.
Предмет исследования: процесс формирования экологической компетентности у специалистов дошкольного образовательного учреждения.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что:
1) экологическую компетентность можно определить как интегрированное профессиональное качество субъекта эколого-педагогической деятельности, которое проявляется в следующих компетенциях: информационно-экологической, предметно-методической и ценностно-мотивационной;
2) модель процесса формирования экологической компетентности у специалистов дошкольного образовательного учреждения предполагает повышение их квалификации в области экологии и эколого - педагогической деятельности, экологизацию видов деятельности детей, создание экологосообразной образовательной среды, экологическое просвещение родителей и сетевое взаимодействие ДОУ с научными и другими учреждениями.
В соответствии с объектом, предметом и целью исследования, определены следующие задачи:
1. Определить методологические и теоретические основы исследования экологической компетентности.
2. Уточнить специфику экологической компетентности как разновидности профессиональной педагогической компетентности, определить ее сущностные и функциональные характеристики.
3. Раскрыть сущность экологосообразной образовательной среды и способы ее создания в ДОУ.
4. Обосновать условия и технологии, обеспечивающие эффективность процесса формирования экологической компетентности специалиста дошкольного образовательного учреждения в процессе повышения квалификации и эколого-педагогической деятельности с детьми и родителями.
Методологическую основу исследования составляют:
• компетентностный подход (В. И. Байденко, В. А. Болотов, А. В. Брушлинский, Б. С. Гершунский, Э. Ф. Зеер, И. А. Зимняя, Г. К. Селевко, Ю. Г. Татур, А. В. Хуторской и др.), предполагающий формирование опыта решения жизненных проблем, выполнения социальных ролей, при этом в качестве результата образования рассматривается не сумма усвоенных знаний, а способность человека действовать в конкретных жизненных ситуациях;
• системный подход (А.Н. Аверьянов, П.К. Анохин, В.П. Беспалько, И.В. Блауберг, М.С. Каган, Н.В. Кузьмина, В.Н. Садовский, В.А. Сластенин, А.И. Уемов, Г.П. Щедровицкий, Э.Г. Юдин и др.), ориентированный на выделение системообразующих связей и отношений;
• деятельностный подход (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.), обеспечивающий субъектную созидательную жизнедеятельность;
• аксиологический подход (В.Ф. Сержантов, В.В. Гречанов, В.П. Тугаринов, А.Г. Здравомыслов и др.), основанный на философском исследовании природы ценностей и ценностных ориентаций; теории, раскрывающие особенности взаимодействия природы и общества (В.И.Вернадский, Г.Д.Гачев, Э.В.Гирусов, В.П.Тугаринов, Н.Ф.Реймерс, А.Швейцер, и др.); концептуальные положения экогуманитарной парадигмы и развития экологической культуры личности (О.С.Анисимов, С.Н.Глазачев, С.С.Кашлев, О.Н.Козлова, Н.М.Мамедов, Н.Н.Моисеев, А.Д.Урсул и др.).
Теоретической основой исследования явились:
• педагогические концепции экологического образования (А. Н. Захлебный, И. Д. Зверев, Б. Г. Иоганзен, Д. Н. Кавтарадзе, Б. Т. Лихачев, Н. М. Мамедов, Н. Н. Моисеев, Е. С. Сластенина, И. Т. Суравегина и др.);
• психологические предпосылки эффективности экологического образования (С. Н. Глазачев, С. Д. Дерябо, В. И. Панов, В. А. Ясвин и др.);
• основы экологического воспитания и образования дошкольников (А.Н. Захлебный, И.Д Зверев, Л.П. Печко, Л.П. Салеева, И.Т. Суравегина, С.Н.Николаева, Н.А.Рыжова и др.);
• теоретические основы профессионального образования (Л.И. Анцыферова, С.И. Архангельский, С .Я. Батышев, A.B. Беляев, Н.В. Васина, В.И. Горовая, A.A. Деркач, JIM. Митина, Е.А. Климов, Н.В.Кузьмина, А.К. Маркова, М.И. Махмутов, В.А. Сластенин, Ю.Г. Татур, А.Н. Ходусов, Т.И. Шамова и др.).
Для реализации цели исследования, решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы использовался комплекс методов исследования:
1) теоретический анализ философской, психолого-педагогической литературы, нормативных и программно-методических документов, изучение и обобщение педагогического опыта по проблеме исследования;
2) эмпирические методы: прямое и косвенное наблюдение за деятельностью педагогов и детей в процессе экологического образования, методы опроса, психологические тесты, изучение и анализ продуктов деятельности детей (рисунков), педагогический эксперимент по реализации модели формирования экологической компетентности, моделирование, количественная и качественная обработка экспериментальных данных.
Экспериментальная база исследования.
Исследование по выявлению уровня сформированности экологической компетентности специалистов дошкольных учреждений проводилось на базе МДОУ детский сад №2 г. Шуя Ивановской области, на базе Института развития образования Ивановской области. Исследованием было охвачено 60 детей старшего дошкольного возраста, 90 родителей воспитанников и 239 педагогов ДОУ.
Основные этапы исследования:
I этап (2006-2007 гг.) — изучение и теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; уточнение научного аппарата исследования; изучение опыта по формированию экологической компетентности специалистов дошкольных учреждений; осмысление основных компонентов в структуре исследования; проведение констатирующего эксперимента; работа с педагогическим коллективом по повышению квалификации в экологическом образовании.
II этап (2007-2008 гг.) - разработка и апробация модели формирования экологической компетентности специалистов дошкольных учреждений в процессе повышения квалификации, выявление особенностей и условий ее формирования вДОУ.
III этап (2008-2009 гг.) — систематизация, анализ и обобщение результатов экспериментального исследования, осмысление и формулировка выводов, оформление диссертационного исследования.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается выбором обоснованных исходных теоретико-методологических позиций; использованием разнообразных источников информации; применением комплекса теоретических и эмпирических методов исследования, адекватных предмету и задачам исследования; успешной апробацией основных положений исследования в эксперименте; результатами опытно-экспериментальной работы.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
1.Определено понятие «экологическая компетентность» как системная интегрированная характеристика специалиста ДОУ и выделена его структура, которая представлена ключевыми экологическими компетенциями: информационно-экологической, предметно-методической и ценностно-мотивационной.
2.Разработана модель процесса формирования экологической компетентности специалистов дошкольных учреждений, реализация которой обеспечена комплексом педагогических условий: повышение квалификации педагогов в области экологии и эколого — педагогической деятельности, экологизация видов деятельности детей, создание экологосообразной образовательной среды, экологическое просвещение родителей и сетевое взаимодействие ДОУ с научными и другими учреждениями.
3.Обоснован диагностический инструментарий для оценки уровня сформированности экологической компетентности специалистов дошкольных образовательных учреждений.
Теоретическая значимость исследования состоит:
• в исследовании проблем экологического образования и воспитания с использованием новых философских подходов (ноосферный подход), позволяющих рассматривать существование природной среды только во взаимосвязи с отношением и деятельностью человека, и синергетический подход, который трактует процессы формирования и развития как этапы взлетов и падений, как чередование хаоса и порядка;
• в результате исследования определена и уточнена сущность понятия «экологическая компетентность специалиста ДОУ», выявлены его составляющие, представленные ключевыми экологическими компетенциями (ценностно-мотивационной, информационно-экологической и предметно-методической компетенциями), вследствие чего обогащается теория развития профессиональной педагогической компетентности;
• в постановке и решении актуальной проблемы современного профессионального образования, связанной с формированием у специалистов дошкольного образовательного учреждения готовности к осуществлению эколого-педагогической деятельности.
Практическая значимость исследования: разработана и практически апробирована модель формирования экологической компетентности специалистов дошкольных учреждений как основа совершенствования экологического образования и подготовки специалистов к эффективной эколого-педагогической деятельности; разработана программа повышения квалификации педагогов дошкольного образовательного учреждения по экологическому образованию, которая может быть использована в системе повышения квалификации специалистов в области дошкольного образования, а также при организации учебно-воспитательного процесса в педагогических вузах по специальности «Дошкольная педагогика и психология».
Апробация и внедрение результатов исследования.
Основные положения диссертации докладывались и обсуждались на Международных научно-практических конференциях «Продуктивные технологии образовательного процесса в подготовке специалистов» (г. Шуя, 2008 г.); на Всероссийских научно-практических конференциях «Сельская школа: история и современность» (г. Ярославль, 2006 г.); на Межвузовских научно-практических конференциях «Оптимизация научного потенциала провинциального педагогического университета» (г. Шуя, 2007 г.), «Шуйская сессия студентов, аспирантов, молодых ученых» (г. Шуя, 2008 г., 2009 г.); на Региональной научно-практической конференции «Педагогическое сообщество - 2008» (г. Шуя, 2008 г.); на Межрегиональной научно-практической конференции «Проблемы и перспективы реализации компетентностного подхода в дошкольном образовании» (г. Иваново,2009 г.); на Региональных педагогических чтениях (г. Шуя, 2007 г.,2008 г.); на семинарах для заведующих и педагогов дошкольных образовательных учреждений г. Шуя и Ивановской области (2006 г., 2007 г., 2008 г., 2009 г.); на отчетных конференциях аспирантов ГОУ ВПО «ШГПУ» (2006 г., 2007 г.); на заседаниях кафедры социальной педагогики и акмеологии ГОУ ВПО «ШГПУ».
Результаты диссертационного исследования внедрены в учебно-воспитательный процесс МДОУ детский сад №2 г. Шуя Ивановской области, в процесс повышения квалификации специалистов дошкольного образования г. Шуя и Института развития образования Ивановской области, о чем имеются акты о внедрении.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Сущность экологической компетентности специалиста дошкольного учреждения (как интегрированная характеристика профессионализма педагога в области экологического образования и воспитания, проявляющаяся в готовности педагога к эффективной эколого-педагогической деятельности) и её структура (ценностно-мотивационная компетенция, информационно-экологическая компетенция и предметно-методическая компетенция), формирование которой способствует профессиональному и личностному росту педагога в области экологического образования.
2.Модель процесса формирования экологической компетентности, включающая структурные элементы (содержательный, процессуальный, результативный) и предполагающая согласование взаимодействия компонентов и педагогических условий, направленных на результативное протекание формирования экологической компетентности педагогов в процессе повышения квалификации.
3.Программно-методическое обеспечение формирования экологической компетентности специалиста дошкольного образовательного учреждения.
Структура и содержание диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, включающего 202 источника и 16 приложений. Работа иллюстрирована 14 таблицами и 14 рисунками.

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 1662
Пароль: 1662
Скачать файл.
Просмотров: 231 | Добавил: Диана33 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Август 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024 Создать бесплатный сайт с uCoz