Суббота, 2024-05-18, 8:04 PM
Коллекция материаловГлавная

Регистрация

Вход
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Главная » 2014 » Июль » 29 » Скачать Деятельность лингвиста-экспериментатора при исследовании структуры текста. Коржнева, Елена Арнольдовна бесплатно
8:40 PM
Скачать Деятельность лингвиста-экспериментатора при исследовании структуры текста. Коржнева, Елена Арнольдовна бесплатно

Деятельность лингвиста-экспериментатора при исследовании структуры текста

Диссертация

Автор: Коржнева, Елена Арнольдовна

Название: Деятельность лингвиста-экспериментатора при исследовании структуры текста

Справка: Коржнева, Елена Арнольдовна. Деятельность лингвиста-экспериментатора при исследовании структуры текста : диссертация кандидата филологических наук : 10.02.01, 10.02.19 - Кемерово, 2003 - Количество страниц: 186 с. Кемерово, 2003 186 c. :

Объем: 186 стр.

Информация: Кемерово, 2003


Содержание:

СПИСОК ПРИНЯТЫХ СОКРАЩЕНИЙ
И УСЛОВНЫХ ОБОЗ НА ЧЕНИЙ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ТЕКСТА
ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ
11 Эксперимент как метод научного познания
111 Эксперимент в естественных науках
112 Эксперимент в лингвистике
12 Текст как объект лингвистического исследования
121 Типы информации в тексте
122 Информативность структуры текста
13 Система «экспериментатор текст реципиент» 53 Выводы по первой главе
ГЛАВА 2 ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ «ЭКСПЕРИМЕНТАТОР ТЕКСТ РЕЦИПИЕНТ» В ПРОЦЕССЕ ЭКСПЕРИМЕНТА
21 Экспериментальное исследование способов управления системой «экспериментатор текст реципиент»
22 Экспериментальные способы экспликации структуры текста 97 221 Актуализация содержательно-тематического уровня текста 108 22 2 Актуализация идейно-смыслового уровня текста 137 Выводы по второй главе 155 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 157 БИБЛИОГРА ФИЧЕСКИЙ СПИСОК 160 ПРИЛОЖЕНИЕ
Результаты экспериментов по тексту «Как мужик убрал камень» 174 ПРИЛОЖЕНИЕ
Результаты экспериментов по текстам «Осень» и «Молодость»
СПИСОК ПРИНЯТЫХ СОКРАЩЕНИЙ И УСЛОВНЫХ ОБОЗНАЧЕНИЙ
1 АбсН - абсолютное начало текста (позиция - 0,618);
2 АбсК - абсолютный конец текста (позиция + 0,382);
3 АСП 1 и АСП 2 - абсолютно слабые позиции (позиции ± 0,236 расположены симметрично от ГЦ);
4 БЭКМ - Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия 2001 (электронный вариант);
5 ГЦ - гармонический центр (позиция 0, пропорция 0,618 от абсолютного начала текста);
6 ГЦн - гармонический центр зоны начала (позиция - 0,472, пропорция 0,236 от абсолютного начала текста);
7 v - граница позиционного среза в первой абсолютно слабой позиции в структуре текста;
8 л - граница позиционного среза во второй абсолютно слабой позиции в структуре текста;
9 3 - зачин (пропорция 0,146 от абсолютного начала текста);
10 К - зона конца текста (пропорция 0,146);
11 Н - зона начала текста (пропорция 0,382 от абсолютного начала текста);
12 ТА - точечные аттракторы текста: ГЦ и ГЦн;
13 СКИ - содержательно-концептуальная информация (по ИР Гальперину);
14 СФИ - содержательно-фактуальная информация (по ИР Гальперину);
15 СПИ - содержательно-подтекстовая информация (по ИР Гальперину);
16 ЭТР - система «экспериментатор текст реципиент»
В квадратные скобки заключаются данные цитируемого источника, при этом инициалы автора указываются в случае имеющихся однофамильцев, а год издания указывается при наличии нескольких источников одного автора

Введение:

Актуальность анализа экспериментальной деятельности лингвиста при исследовании текста обусловлена необходимостью системного описания приемов и способов познания данного языкового феномена. Методы, применяемые в лингвистике, хорошо известны и рассматриваются во многих работах (В.П. Белянин 1999; И.И. Ильясов 1974; А. Мусгайоки 1995; Общее языкознание: Методы лингвистических исследований 1973 и др.), однако они вызывают немало нареканий со стороны исследователей (А.А. Залевская 1999; А.А. Леонтьев 1999; Н.А. Манаков, Г.Г. Москальчук 2001; Л.В. Сахарный 1998; P.M. Фрумкина 1999 и др.). В первую очередь это касается эксперимента, ставшего инструментом лингвиста сравнительно недавно.
Несмотря на широкое использование данного метода как более объективного и формализованного (в сравнении с описанием и наблюдением) способа верификации гипотез, теория лингвистического эксперимента разработана недостаточно. Следствием этого является то, что организация и проведение исследования сопровождается рядом негативных моментов: 1) случайный выбор экспериментальных процедур и несоответствие их поставленным задачам; 2) обработка данных не отражает в полной мере специфические особенности изучаемого феномена; 3) обсуждение результатов ведется с позиций теории, разработанной для иных целей, и часто не учитывает закономерностей, выявляемых в эксперименте; 4) одни и те же качественные и количественные способы обработки материала применяются к разнокачественным языковым явлениям; 5) не осуществляется системный анализ факторов, «угрожающих» валидности эксперимента. По причине отсутствия стандартов и критериев организации лингвистического исследования результаты, получаемые учеными при работе с языковым материалом (в широком смысле), не могут претендовать на соответствие нормативам научного познания: воспроизводимости и интерсубъективности.
При организации лингвистического эксперимента следует соблюдать не только общенаучные нормативы эмпирического исследования, но и учитывать специфику изучаемых языковых явлений, в частности текста. Методология же исследования текста практически не разработана. В связи с этим становится актуальным создание исследовательских процедур с текстом и анализ их возможностей. При этом важен учет не только уникальных свойств текста, но и общности структурной организации любых текстов. Анализ экспериментальной деятельности лингвиста и поведения реципиента, опосредующего связь между экспериментатором и текстом, также существенен, поскольку связи и отношения, возникающие в процессе кооперативной деятельности исследователя и испытуемого способны влиять на валидность результатов эксперимента. Учет перечисленных факторов возможен при включении экспериментатора и реципиента, наряду с текстом, в единую систему «экспериментатор текст реципиент» (далее ЭТР) и при рассмотрении принципов функционирования ЭТР с позиций теории самоорганизации систем.
Объектом диссертационного исследования является система «экспериментатор текст реципиент», функционирующая в процессе эксперимента, предметом - процедуры экспериментального исследования текста.
Цель работы заключается в анализе процедур и способов проведения экспериментов с текстом и оценке зависимостей получаемых результатов от параметров системы «экспериментатор текст реципиент».
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
1) проанализировать связи и отношения элементов системы «экспериментатор текст реципиент» в процессе ее функционирования;
2) установить степень влияния вариативности некоторых параметров системы «экспериментатор текст реципиент» (инструкция, предъявляемая в процессе эксперимента испытуемому; методы изучения текста; способы обработки экспериментальных данных; форма, объем и тип экспериментальных текстов) на результаты эксперимента;
3) определить сферу применения методов и методик (психолингвистический эксперимент, методика позиционных срезов Г.Г. Москальчук, лин-гвосмысловой анализ) при исследовании структурных и семантических свойств текста;
4) определить возможности методов статистической обработки результатов (метод ранговой корреляции Спирмена и методика вероятностного распределения словоформ по позициям, как вариант методики позиционных срезов Г.Г. Москальчук) при описании структурных и семантических свойств текста.
Специфика поставленных задач обусловила использование следующих методов и приемов исследования: моделирование (методика позиционных срезов Г.Г. Москальчук); лингвистический эксперимент, направленный на определение ключевых слов, темы и идеи текста; лингвистический эксперимент, направленный на выявление в тексте зон локализации значимой информации; лингвосмысловой анализ текста; вероятностно-статистические методы.
Достоверность результатов исследования обеспечивается применением разноаспектных методов исследования и установлением процедур их оценки на основе вероятностно-статистического анализа, использованием объемных экспериментальных выборок, а также последовательной методологической организацией исследования.
Материалом исследования послужили результаты лингвистических экспериментов, направленных на выявление зон локализации значимой информации, ключевых слов, темы и идеи в художественных текстах, разных по объему, типу и структурной организации. В экспериментах приняли участие студенты филологического факультета, факультета иностранных языков и факультета учителей начальных классов 1-5 курсов Бийского педагогического государственного университета им. В.М. Шукшина (1299 реципиентов, количество реакций - 9595), проведено 7 серий экспериментов.
Научная новизна работы состоит а том, что в ней впервые экспериментатор, текст и реципиент рассматривались как элементы системы «экспериментатор о- текст реципиент», где «экспериментатор» является ее управляющим элементом. Установлено, что даже незначительные изменения, вносимые исследователем в инструкцию, влияют на результаты эксперимента. Данный факт свидетельствует о том, что «экспериментатор», как управляющий элемент системы ЭТР, способен создавать эффект «разрастания малого», когда малое отличие способно стать большим по последствиям и изменить состояние всей системы в целом.
Впервые в настоящем исследовании текст рассматривался как структура-аттрактор (устойчивый элемент) в системе «экспериментатор текст реципиент». В структуре текста экспериментально обнаружен интервал, обладающий повышенной континуальностью восприятия информации - зона гармонического центра (пропорция «золотого» сечения). В этом интервале реципиентами интенсивно и стабильно актуализируется идейно-тематическая информация текста. Несмотря на структурную трансформацию текста, зона гармонического центра остается функционально активной. На основании этого был сделан вывод о том, что текст обладает инвариантным набором признаков, воспроизводящимся, независимо от воздействия, которому он (текст) подвергается со стороны экспериментатора.
Впервые анализировались процедуры эксперимента на выявление в тексте ключевых слов. Установлено, что при экспериментальном определении зон локализации ключевых слов значимым оказывается размер экспериментального текста. Ключевые слова, обозначаемые реципиентами в текстах размером 14-15 словоформ, репрезентируют динамику формы текста. В текстах же большего объема (50 - 122 словоформы) обнаруживается неоднозначность и разнообразие реакций испытуемых. Установлено, что тексты минимального объема являются более комфортными для экспериментального исследования свойств ключевых слов, а валидность эксперимента как способа проверки гипотез о свойствах ключевых слов не всегда убедительна.
Теоретическая значимость работы заключается в демонстрации возможностей интеграции общей теории текста и теории самоорганизации систем. Объектом исследования становится система ««экспериментатор текст о реципиент» (ЭТР) в процессе ее функционирования в эксперименте. Такой подход позволяет наиболее полно исследовать свойства текста как целого. Более того, это дает возможность выявить специфику эксперимента с текстом: упорядочить процедуры; определить необходимые и достаточные этапы при его проведении; обусловить выбор релевантных целям и задачам исследования методов и методик изучения текста и способов статистической обработки экспериментальных результатов. Изучение процессов функционирования системы ЭТР позволяет установить факторы, возникающие в процессе взаимодействия лингвиста, реципиента и текста, и оказывающие влияние на процесс и результаты исследования.
Практическая значимость работы. Работа входит в коллективную тему «Позиционный аспект общей теории текста» (ГР № 01. 20. 0001437 от 31. 01. 2000 г.), разрабатываемую Лабораторией междисциплинарных филологических исследований БПГУ им. В.М. Шукшина. Результаты исследования применимы при изучении текста и эксперимента в вузовских курсах и спецкурсах «Лингвистический анализ текста», «Общая теория текста», «Теория лингвистического эксперимента», «Методология научных исследований». Полученные в процессе теоретико-экспериментального исследования сведения могут быть использованы при разработке компьютерных программ, предназначенных для моделирования экспериментальной деятельности исследователя при работе с текстом, а также при изучении процессов функционирования текста.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Процессы смыслообразования, выявляемые в эксперименте на определение темы, идеи, ключевых слов, могут быть объяснены и спрогнозированы с помощью моделирующей эти процессы системы «экспериментатор о текст реципиент».
2. Форма текста является одним из факторов, сужающих поле интерпретации текста реципиентами и, тем самым, лимитирующих деятельность самого экспериментатора.
3. Текст есть единство инвариантных и вариативных признаков. Инвариантная составляющая, эксплицируемая формой текста, обеспечивает его целостность при структурных трансформациях, осуществляемых экспериментатором.
4. При изучении идейно-тематического содержания текста исследователь актуализирует деятельность реципиентов по выявлению инвариантной составляющей текста: этот семантический аспект стабильно репрезентируется в зоне гармонического центра.
5. В процессе экспериментального исследования ключевых слов акцентируется вариативная (индивидуальная) составляющая текста: распределение лексем, несущих наиболее значимую информацию, коррелирует с процессами формообразования текста.
Апробация работы. Результаты исследования обсуждались на следующих конференциях: Международная научно-практическая конференция «Языковая картина мира: лингвистический и культурологический аспекты» (Бийск, декабрь 1998 г.); Межвузовская научно-практическая конференция «Текст: варианты интерпретации» (Бийск, апрель 2001г.); Международная научно-практическая конференция «Мир языка и межкультурная коммуникация» (Барнаул, май 2001); Международная научно-практическая конференция аспирантов, студентов и учащихся «Наука и образование: проблемы и перспективы» (Бийск, апрель 2002 г.). По теме исследования опубликовано 7 работ. Результаты обсуждались на аспирантских семинарах и на заседаниях кафедры русского языка БПГУ.
Структура работы. Диссертационное исследование состоит из Введения, двух глав, Заключения. Библиографический список включает 198 наименований. В тексте 26 рисунков, 24 таблицы, 2 приложения.

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 1662
Пароль: 1662
Скачать файл.
Просмотров: 267 | Добавил: Диана33 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Июль 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024 Создать бесплатный сайт с uCoz